Решение №17/67238/15 Решение по жалобе ООО «Монолит» от 26 ноября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-365/15
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Монолит» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
23.11.2015 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе (далее – Комиссия ФАС России):
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX,
при участии представителей:
ООО «Газпромтранс»: XXXXXXXXXX – доверенность от 19.11.2015 № 427/15, XXXXXXXXXXXXXX – доверенность от 08.10.2015 № 387/15, XXXXXXXXXXXX – доверенность от 08.10.2015 № 386/15;
ОАО «Газпром»: XXXXXXXXXXXXXX – доверенность от 27.05.2014 № 01/04/04-293д, XXXXXXXXXXXXXX – доверенность от 22.12.2014 01/04/04-293д;
Представители ООО «Монолит» не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО «Монолит» от 11.11.2015 № 254 на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпромтранс», организатора ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по текущему содержанию железнодорожных путей необщего пользования Ямальского филиала ООО «Газпромтранс» для нужд ООО «Газпромтранс» (2166) (извещение № 31502785711) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Монолит» (далее – Заявитель) от 11.11.2015 № 254 (вх. от 13.11.2015 № 129834/15) на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпромтранс» (далее – Заказчик), организатора ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по текущему содержанию железнодорожных путей необщего пользования Ямальского филиала ООО «Газпромтранс» для нужд ООО «Газпромтранс» (2166) (извещение № 31502785711) (далее – Запрос предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
23.09.2015 на официальном сайте размещено извещение о проведении Запроса предложений (далее – Извещение).
Из текста жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений по критериям «Оценка технического предложения» и «Оценка квалификации участника».
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 2.9.4 Документации анализ заявок на участие в запросе предложений проводится в соответствии с Приложением 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» (далее - Приложение № 3).
Приложением 3 к Документации по всем лотам установлено следующее:
«Сравнительная оценка заявок Участников проводится не менее чем по двум из трех критериев:
1. Оценка квалификации Участника.
2. Оценка технического предложения.
3. Оценка коммерческого предложения.
Оценки по критериям заносятся в графу (S) сводного протокола балльной оценки Заявки на участие в запросе предложений Участника, на основе которых формируется общая оценка по данной Заявке на участие в запросе предложений, и в соответствующей графе выставляется балльная оценка. Для каждого критерия указан коэффициент значимости (T). Конечная балльная оценка по каждому критерию (V) определяется как произведение оценки на указанный коэффициент (T x S). Общая оценка Заявки на участие в запросе предложений Участника определяется как сумма соответствующих итоговых оценок по всем критериям (V).
Итоговая оценка Заявки на участие в запросе предложений Участника выводится как арифметическая сумма оценок всех вышеуказанных критериев.
При этом устанавливается следующее долевое соотношение между максимально возможными оценками:
Квалификация Участника |
30% |
Коммерческое предложение |
40% |
Техническое предложение |
30% |
Всего |
100% |
Сводный протокол балльной оценки заявки на участие в запросе предложений |
||||
/п |
Наименование критерия |
Коэффициент значимости |
Балльная оценка |
Балльная оценка с учетом коэффициента значимости |
1. |
Квалификация Участника |
3 |
|
|
2. |
Коммерческое предложение |
4 |
|
|
3. |
Техническое предложение |
3 |
|
|
Итоговая оценка |
10 |
∑ V: |
Согласно Приложению 3 по критерию «Оценка квалификации участника» оценивается «Успешный опыт выполнения работ/оказания услуг, аналогичных предмету запроса предложений», при этом баллы присваиваются пропорционально количеству договоров и отзывов на них.
Учитывая, то что из Документации невозможно определить, что подразумевается под «аналогичными предмету запроса предложений работами/услугами», не представляется возможным определить какие именно договоры необходимо включить в состав заявки для получения максимального балла по подкритерию.
Кроме того, согласно Приложению 3 Документации по критерию «Оценка технического предложения» оценивается наилучшее техническое предложение из всех технических предложений, представленных участниками по данному предмету закупки, при этом баллы присваиваются в следующем порядке:
«10 баллов. Оценка наилучшего технического предложения из всех технических предложений, представленных участниками по данному предмету закупки.
9-0 баллов. Баллы, вычитаемые за отсутствие в техническом предложении участника факторов, присутствующих в наилучшем техническом предложении».
В соответствии с Приложением 3 Документации по критерию «Оценка технического предложения» оценивается «Полнота коммерческого предложения», при этом балы присваиваются в следующем порядке:
«10 баллов. Затраты учтены в полном объеме
5 баллов. Затраты учтены в объеме, допускающем выполнение работ
0 баллов. Принципиальные статьи затрат отсутствуют».
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, что подразумевается Заказчиком под «наилучшим техническим предложением», «факторами, присутствующими в лучшем техническом предложении», «полным объемом затрат», «объемами затрат, допускающими выполнение работ» и «принципиальными статьями затрат», в связи с чем не представляется возможным определить какое предложение необходимо представить в заявке для получения максимального балла по критерию «Оценка технического предложения».
Таким образом, Заказчиком в Документации в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений, что не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.1.3 Положения о закупках.
Согласно требованиям Документации претенденты должны соответствовать, в том числе следующим квалификационным требованиям:
« - Претенденты процедур закупки должны иметь соответствующие производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы, обладать профессиональной компетентностью для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией (пункт 1.4.2.1 Документации);
-
Осуществление Претендентами за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, поставок товаров, выполнение работ (оказание услуг), аналогичных поставкам товаров, выполнению работ (оказанию услуг), являющихся предметами закупок (если данное требование установлено в информационной карте в пункте 4.1.21 Информационной карты Документации)».
При этом из Документации не представляется возможным определить, какие именно производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы требуются для исполнения договора, что Заказчиком подразумевается под «профессиональной компетентностью», оказание каких услуг принимается Заказчиком в качестве аналогичных предмету Запроса предложений.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.3.1 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
-
-
-
В пункте 1.4.1 Документации установлены квалификационные требования к участникам Запроса предложений.
-
-
Согласно пункту 1.4.4 Документации в подтверждение соответствия квалификационным требованиям «соисполнители (субподрядчики), привлекаемые Претендентом для исполнения договора, должны также соответствовать вышеуказанным требования к Претендентам закупки».
Вместе с тем, установление требования о соответствии соисполнителей (субподрядчиков), привлекаемых претендентом для исполнения договора, требованиям, предъявляемым к участнику закупки, подающему заявку на участие в Запросе предложений, противоречит пункту 1.3.1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что по результатам Запроса предложений заключены договоры, сведения о которых размещены на официальном сайте.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
-
-
Признать жалобу ООО «Монолит» от 11.11.2015 № 254 на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпромтранс», организатора ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по текущему содержанию железнодорожных путей необщего пользования Ямальского филиала ООО «Газпромтранс» для нужд ООО «Газпромтранс» (2166) (извещение № 31502785711) обоснованной.
-
Признать ООО «Газпромтранс» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать в связи с тем, что по результатам проведенного Запроса предложений заключены договоры.
-
-
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 23.11.2015 № 223ФЗ-365/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.