Решение №17/67951/15 Решение и предписание в отношении АО «Атомкомплект» от 1 декабря 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-361/15

по результатам рассмотрения жалобы

на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

26.11.2015                                                                                                          Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>(далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей: АО «Атомкомплект»: <...> - доверенность
от 17.02.2015 № 304/32/2015-ДОВ, <...> доверенность от 17.02.2015
№ 304/32/2015-ДОВ;

АО «НИАЭП»: <...> - доверенность от 24.11.2014 № 40/353/2014-ДОВ, рассмотрев жалобу <...> от б/д № б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Атомкоплект» при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договоров на изготовление и поставку кранов мостовых электрических кругового действия г/п 350(190)/32/2х10+10 т (извещение
№ 31502923686) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> от б/д № б/н
(далее – Заявитель) (вх. № 132986/15 от 19.11.2015) на действия (бездействие) заказчика АО «Атомкомплект» (далее – Заказчик) при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договоров на изготовление и поставку кранов мостовых электрических кругового действия г/п 350(190)/32/2х10+10 т (извещение № 31502923686) (далее – Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупках) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 29.07.2015
№ 75) (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

03.11.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

По мнению Заявителя, установленные Заказчиком требования в подпункте 1 пункта 2.1.1 Документации ограничивают количество участников Запроса предложений.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 1 пункта «б» Положения о закупке.

Подпунктом 2 пункта 2.1.1 Части 1 Документации установлены следующие требования к участникам Запроса предложений, в том числе:

«…если участник не является изготовителем предлагаемого (по номенклатуре спецификаций согласно Приложениям № 1.1 и № 1.2 к Приложениям 1, 2 к проектам договора (Часть 3 «Проект Договора» Тома 1 документации по запросу предложений)): документы, подтверждающие право распоряжения предлагаемым оборудованием указанного изготовителя (договор купли-продажи, акты приема-передачи и т.п.)

и/или документ от изготовителя, подтверждающий согласие такого изготовителя оборудования (по номенклатуре спецификаций согласно Приложениям № 1.1 и №1.2 к проектам договора (Часть 3 «Проект Договора» Тома1 документации по запросу предложений)) на предложение оборудования (по номенклатуре спецификаций согласно Приложениям № 1.1 и № 1.2 к проектам договора (Часть 3 «Проект Договора» Тома 1 документации по запросу предложений)) в рамках настоящего запроса предложений, в том числе подтверждения гарантийных обязательств, проведения шеф-монтажа и шеф-наладки, в срок и на условиях настоящей документации, а именно: свидетельство в соответствии с инструкциями, приведенными в документации по запросу предложений (подраздел 5.1, Форма 4)

и/или

документы его полномочного представителя, подтверждающие согласие такого полномочного представителя данного изготовителя оборудования (по номенклатуре спецификаций согласно Приложениям № 1.1 и № 1.2 к проекту договора (Часть 3 «Проект Договора» Тома 1 документации по запросу предложений)) на предложение оборудования (по номенклатуре спецификаций согласно Приложениям № 1.1 и № 1.2 к проекту договора (Часть 3 «Проект Договора» Тома 1 документации по запросу предложений)) в рамках настоящего запроса предложений, в том числе подтверждения гарантийных обязательств, проведения шеф-монтажа и шеф-наладки, в срок и на условиях настоящей документации, а именно:

копии дилерских договоров и/или копии дистрибьюторских договоров т.п.

и свидетельство в соответствии с инструкциями, приведенными в документации по запросу предложений (подраздел 5.1, Форма 4).

По данным документам должна прослеживаться полностью цепочка от участника запроса предложений до такого изготовителя оборудования (по номенклатуре спецификаций согласно Приложениям № 1.1 и № 1.2 к проекту договора (Часть 3 «Проект Договора» Тома 1 документации по запросу предложений)), предлагаемого в рамках настоящего запроса предложений .…». Подпунктом 3 пункта 2.1.1 Части 1 Документации установлены требования к изготовителям оборудования по предмету закупки не ниже 3 класса безопасности по ОПБ – 88/97 (НП-001-97) в объеме выполняемых работ, в том числе:

«...Российский изготовитель предлагаемого к поставке оборудования не ниже 3 класса безопасности по ОПБ – 88/97 (НП-001-97) должен иметь лицензии, действующие на момент открытия доступа к заявкам (если срок действия истек в связи с переносом срока окончания подачи заявок - действующие на момент изначально установленного в извещении о проведении запроса предложений и настоящей документации срока окончания подачи заявок), выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, изготовителю оборудования, дающие право на изготовление оборудования по предмету запроса предложений в соответствии с Томом 2 «Техническая часть» документации по запросу предложений с приложением УДЛ...».

Изготовитель, указанный в заявке участника как изготовитель предлагаемого оборудования, должен иметь в рамках заключенных договоров завершённые в 2012-2015 гг. работы по изготовлению грузоподъемного оборудования и/или транспортно-технологического оборудования для систем, важных для безопасности (1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности) атомных станций по ОПБ 88/97 (НП-001-97), в количестве не менее 1 (одной) единицы...».

Подпунктом 4 пункта 2.1.1 Части 1 Документации установлены требования к разработчикам оборудования по предмету запроса предложений не ниже 3 класса безопасности по ОПБ – 88/97 (НП-001-97) в объеме выполняемых работ , в том числе:

«…Российский разработчик предлагаемого к поставке оборудования не ниже 3 класса безопасности по ОПБ – 88/97 (НП-001-97) должен иметь лицензии, действующие на момент открытия доступа к заявкам (если срок действия истек в связи с переносом срока окончания подачи заявок - действующие на момент изначально установленного в извещении о проведении запроса предложений и настоящей документации срока окончания подачи заявок), выданные Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разработчику оборудования, дающие право на конструирование оборудования по предмету запроса предложений в соответствии с Томом 2 «Техническая часть» документации по запросу предложений с приложением УДЛ...»

Вместе с тем, установление требований о предоставлении указанных документов ограничивает количество потенциальных участников Запроса предложений.

Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установления требований к участникам Запроса предложений в Документации, противоречащих пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту «б» пункта 1 Положения о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен подпунктом 1 пункта «г» Положения о закупках.

Разделом 2 части 1 Документации установлены требования к участникам и составу документов для принятия участия в Запросе предложений.

Согласно подпункту 1 пункта 2.1.1 Документации участник Запроса предложений должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам запроса предложений, в том числе: быть зарегистрированным в качестве субъекта гражданского права и иметь все необходимые разрешения для ведения деятельности в соответствии с законодательством государства по месту нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг) и законодательством Российской Федерации (для иностранных участников).

По мнению Заявителя, указанные требования ограничивают количество участников Запроса предложений, поскольку участник должен иметь регистрацию по месту нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг).

Согласно пояснениям Заказчика, требование о наличии необходимых разрешений для ведения деятельности в соответствии с законодательством государства по месту нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг) и законодательством Российской Федерации установлено исключительно для иностранных участников. Указание на «место выполнения работ» приведено для того, чтобы определить в соответствии с законодательством какого государства иностранный участник должен иметь необходимые разрешения для ведения деятельности.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, какие именно разрешения для ведения деятельности в соответствии с законодательством государства по месту нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг) и законодательством Российской Федерации необходимо представить иностранным участникам в составе заявки на участие в Запросе предложений.

Таким образом, установление вышеуказанного требования противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 1 пункта «г» Положения о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно подпункту 1.5 пункта 2.1.1 Документации уровень обеспеченности финансовыми ресурсами участника запроса предложений должен быть не ниже 30 единиц, согласно методике расчета, указанной в разделе 3 Документации по запросу предложений.

Вместе с тем, указанное положение Документации относится к требованиям к участникам Запроса предложений и не является критерием оценки заявок участников Запроса предложений на оценочной стадии.

Согласно пояснениям представителя Заказчика установление требования об обеспеченности финансовыми ресурсами к участникам Запроса предложений позволяет снизить риски Заказчика по заключению договора с участником, не имеющим достаточных финансовых ресурсов для исполнения договора в требуемые сроки в полном объеме. Критерий оценки заявок на участие в Запросе предложений «финансовая устойчивость» не установлен ни Положением о закупках, ни Документацией.

Доказательств, подтверждающих, что установленное требование ограничивает количество участников Запроса предложений, Заявителем не представлено.

Учитывая изложенное, довод Заявителя о то, что в Документации установлено требование об определенном уровне обеспеченности финансовыми ресурсами участника Запроса предложений, ограничивающего круг участников Запроса предложений, не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 1.6 части 2.1 Документации, к участникам Запроса предложений установлено требование об отсутствии сведений об участнике закупки в следующих реестрах недобросовестных поставщиков:

- в реестре, ведущемся в соответствии с положениями Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- в реестре, ведущемся в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о размещении государственных и муниципальных заказов;

- в реестре недобросовестных поставщиков Госкорпорации «Росатом» и организаций Госкорпорации «Росатом».

Вместе с тем, установленное требование о предоставлении выше указанных документов ограничивает количество потенциальных участников Запроса предложений.

Таким образом, действия Заказчика в части установления требований к участникам Запроса предложений в Документации, противоречащих пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту «б» пункта 1 Положения о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

2. Подпунктом 4.1 пункта 4 Документации установлен критерий оценки заявок на участие, опыт изготовителя оборудования (значимость критерия Оиi – 5%) и порядок оценки по указанному в Запросе предложений критерию.

«Оценивается непосредственно соответствующий опыт изготовителя, указанного в заявке участника как изготовитель предлагаемого оборудования.

При оценке по данному критерию учитывается соответствующий опыт изготовителя, подтвержденный копиями следующих документов:

· документов, подтверждающих состав выполненных поставок, работ, услуг по договору, составленных в рамках договора, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

- реквизиты договора (номер и дата);

- перечень изготовленного оборудования;

· документов, подтверждающих передачу изготовленного оборудования, составленных в рамках договора для финансовой отчетности, подписанных сторонами договора, содержащих следующие сведения:

- реквизиты договора (номер и дата);

- перечень переданного и принятого заказчиком по договору оборудования;

· документов, указывающих на изготовителя и подтверждающих изготовление указанного оборудования данным изготовителем, содержащих следующие сведения:

- наименование изготовителя (юридического лица, осуществляющего выпуск оборудования);

- подписи представителя заказчика и данного изготовителя по договору о выполнении технологических операций по изготовлению оборудования и проведении контроля за качеством;

- подпись и штамп представителя уполномоченного органа (органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии) о приемочной инспекции.

Оценивается непосредственно соответствующий опыт изготовителя, указанного в заявке участника как изготовитель предлагаемого оборудования, по следующей формуле:

Опыт

Баллы

У изготовителя отсутствуют в рамках заключенных договоров изготовленные  в 2012-2015 гг. краны мостовые электрические кругового действия для систем, важных для безопасности (1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности) атомных станций по ОПБ 88/97 (НП-001-97)

0

БОи i

=

Оиi

* 100

 

Ои max

Ои max

100

           

 

где:

Оиi – общее количество изготовленных в 2012-2015 гг. кранов мостовых электрических кругового действия для систем, важных для безопасности (1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности) атомных станций по ОПБ 88/97 (НП-001-97), i-го участника, ед.

Oиmax – максимальный опыт изготовителей (общее количество изготовленного в 2012-2015 гг. всеми изготовителями кранов мостовых электрических кругового действия для систем, важных для безопасности (1 и/или 2 и/или 3 классов безопасности) атомных станций по ОПБ 88/97 (НП-001-97)) из представленного опыта изготовителей всеми допущенными участниками, но не более предельного значения, ед.

Предельное значение опыта всех изготовителей: 2 единицы оборудования.

В случае если Oиi более чем предельное значение, то Oиi принимается равным такому предельному значению».

Вместе с тем, Положением о закупке не предусмотрен критерий оценки, «опыт изготовителя оборудования (значимость критерия Оиi – 5%)».

Учитывая, что установленное требование о предоставлении документов и сведений в отношении изготовителей оборудования ограничивает количество потенциальных участников Запроса предложений. Критерий оценки «опыт изготовителя оборудования (значимость критерия Оиi – 5%)» установлен в Документации неправомерно.

Учитывая изложенное, Заказчиком ненадлежащим образом установлены критерий оценки и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанное действие Заказчика содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...> от б/д № б/н (вх. от 19.11.2015
№ 132986/15) на действия (бездействие) заказчика АО «Атомкомплект» при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договоров на изготовление и поставку кранов мостовых электрических кругового действия г/п 350(190)/32/2х10+10 т (извещение № 31502923686) обоснованной в части установления требований ограничивающих количество участников Запроса предложений. 2. Признать Заказчика нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 3. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 26.11.2015 № 223ФЗ-361/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

№ 223ФЗ-361/15

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

 

26.11.2015 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

на основании решения от 26.11.2015 № 223ФЗ-361/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы <...> от б/д № б/н (от 19.11.2015 вх. № 132986/15) на действия (бездействие) заказчика АО «Атомкомплект» (далее – Заказчик) при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договоров на изготовление и поставку кранов мостовых электрических кругового действия г/п 350(190)/32/2х10+10 т (извещение № 31502923686) (далее — Запрос предложений), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Заказчику внести в документацию о проведении Запроса предложений изменения в порядке, установленном Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупках) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденного решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (далее – Положение о закупках), с учетом решения от 26.11.2015
№ 223ФЗ-361/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы <...> б/д № б/н на действия (бездействие) заказчика
АО «Атомкомплект» при проведении Запроса предложений. 2. Заказчику разместить на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанного в пункте 1 настоящего Предписания. 3. Заказчику продолжить проведение Запроса предложений в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», документации о проведении Запроса предложений, Положения о закупке. 4. Заказчику в срок не позднее 14.12.2015 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны