Решение №17/6829/15 Решение по результатам рассмотрения жалобы от 17 февраля 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-21/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ГОРИЗОНТ-ТРЕЙДИНГ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

  

11.02.2015                                                                                                     Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в составе: 

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «Газпром»: <...> – доверенность №01/04/04-293д от 27.05.2014,

ООО «Газпром добыча Ноябрьск»: <...> – доверенность №15/152-2015 от 06.02.2015,

ООО «ГОРИЗОНТ-ТРЕЙДИНГ»: <...> – доверенность №б/н от 02.02.2015,

рассмотрев жалобу ООО «ГОРИЗОНТ-ТРЕЙДИНГ» (далее – Заявитель) от 02.02.2015 №GT/1 (вх. № 10083/15 от 02.02.2015) на действия заказчика ООО «Газпром добыча Ноябрьск» (далее – Заказчик), организатора закупки ОАО «Газпром» (далее – Организатор закупки) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых в карьерах № 5, № 2-1, № 3-2 в границах Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения для нужд ООО «Газпром добыча Ноябрьск» (извещение №31501954880) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ГОРИЗОНТ-ТРЕЙДИНГ» (далее – Заявитель) от 02.02.2015 №GT/1 (вх. № 10083/15 от 02.02.2015) на действия заказчика ООО «Газпром добыча Ноябрьск» (далее – Заказчик), организатора закупки ОАО «Газпром» (далее – Организатор закупки) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых в карьерах № 5, № 2-1, № 3-2 в границах Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения для нужд ООО «Газпром добыча Ноябрьск» (извещение №31501954880) (далее – Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром,  утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» №1969 от 19.04.2012 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

27.01.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Из жалобы, пояснений представителя Заявителя, представленных на заседании Комиссии ФАС России, следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и интересы Заявителя, а именно:

1) по мнению Заявителя, способ закупки выбран в нарушение требований Положения о закупке;

2) Заказчиком нарушены установленные Положением о закупке сроки размещения на официальном сайте Извещения, Документации. Кроме того, по мнению Заявителя, предусмотренный Заказчиком срок подачи заявок на участие в Запросе предложений не позволяет сформировать заявку на участие в данной закупке;

3) в Документации отсутствуют документы, подтверждающие права недропользования Заказчика, что не позволяет участникам Запроса предложений  подготовить заявки на участие в Запросе предложений;

4) Заказчиком установлены неисполнимые сроки выполнения работ, являющихся предметом Запроса предложений;

5) Документация не содержит информации о месте выполнения работ, являющихся предметом Запроса предложений;

6) по мнению Заявителя, Заказчиком необоснованно укрупнен предмет Запроса предложений, так как в рамках одной закупочной процедуры закупаются  работы по разработке карьеров и строительно-монтажные работы. Также Заявитель считает, что закупка соответствующих работ одновременно в отношении 3 карьеров ограничивает круг потенциальных участников Запроса предложений.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Организатора закупки, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Ограничений по сумме договоров, заключаемых по результатам реализации того или иного способа закупки, предусмотренного положением о закупке, номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг в Законе о закупках не содержится.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет условия и порядок реализации способов закупки, предусмотренных положением о закупке.

В соответствии с пунктами 1.3.1.2, 4.3 Положения о закупке способ закупки устанавливает Центральный орган управления закупками Группы Газпром на этапе формирования плана конкурентных закупок Группы Газпром.

В соответствии с планом закупок товаров (работ, услуг) Заказчика, размещенным на официальном сайте 24.01.2015 удовлетворение потребности Заказчика в работах по добыче общераспространенных полезных ископаемых в карьерах № 5, № 2-1, № 3-2 в границах Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения для нужд ООО «Газпром добыча Ноябрьск» предполагается осуществлять посредством проведения запроса предложений.

Таким образом, в действиях Заказчика в части выбора способа закупки нарушений  пунктов 1.3.1.2, 4.3 Положения о закупке не установлено.

2. Исходя из требований пунктов  9.4.1, 9.4.3 Положения о закупке, Заказчик размещает извещение и документацию о проведении запроса предложений не позднее чем за 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений.

Извещение, Документация размещены на официальном сайте 27.01.2015.

Согласно Извещению дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений: 03.02.2015, то есть на 5 рабочий день с момента размещения Извещения, Документации на официальном сайте.

Кроме того, 03.02.2015 в Извещение внесены изменения о продлении срока подачи заявок на участие в Запросе предложений до 04.02.2015.

Учитывая изложенное, довод Заявителя о нарушении Заказчиком сроков размещения на официальном сайте Извещения, Документации не нашел своего подтверждения.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя указал, что в соответствии с пунктом 3.6.12 Документации одним из документов, подтверждающих соответствие участников Запроса предложений квалификационным требованиям Документации, является справка из налогового органа об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, срок уплаты по которым наступил в соответствии с действующим налоговым законодательством (просроченная задолженность).

Пунктом 163 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 №99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» установлен максимальный срок представления данной справки, а именно: в течение 10 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.3.1 Документации участник Запроса предложений должен подготовить в составе заявки на участие в Запросе предложений техническое предложение в полном соответствии с условиями Документации и в соответствии с формой, установленной в Документации.

Вышеуказанная форма включает в себя записку по организации строительства, которая должна содержать описание принципов организации строительства (обустройство временных зданий и сооружений, осуществление мер по обеспечению жизнедеятельности персонала), производство строительно-монтажных работ, а также:

- ситуационный план с указанием расположения временных зданий и сооружений, производственных баз и мест складирования;

- транспортную схему с указанием подъездных путей (используемых для строительства) и дорог (с учетом навигационного периода – при необходимости);

- описание подходов к организации материально-технического и информационно-технического обеспечения работ, программу организации работ по доставке материалов и оборудования (график поставок и транспортную схему), а также другие мероприятия по организации поставок, которые Участник считает важными;

- сведения о пунктах отправки на объект и возврата строительных машин и механизмов, транспортных средств, собственного специального оборудования, сборных конструкций для временных зданий, сооружений и жилых городков и порядок их транспортировки;

- наличие производственных и ремонтно-эксплуатационных баз в районе строительства;

- мероприятия по соблюдению экологических требований при строительстве, в т.ч. при работе машин и механизмов, их техническом обслуживании и снабжении горюче-смазочными материалами, пунктов дислокации персонала работников;

- схему управления строительством с указанием средств связи, средств автоматизированной обработки информации с увязкой их с системой контроля Заказчика.

По мнению Заявителя, в период с 27.01.2015 по 04.02.2015, то есть за 8 дней, невозможно подготовить качественное техническое предложение, а также сформировать заявку в полном соответствии с требованиями Документации.

Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о невозможности подготовить заявку и техническое предложение, являющееся неотъемлемой частью заявки на участие в Запросе предложений, в течение срока, предусмотренного Извещением на подачу заявок на участие в Запросе предложений.

Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России указал, что на участие в Запросе предложений поступило 2 заявки.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. По мнению Заявителя, в Документации отсутствуют документы, подтверждающие права недропользования Заказчика и необходимые для подготовки заявки на участие в Запросе предложений.

Перечень сведений, подлежащих обязательному указанию в документации о закупке, содержится в части 10 статьи 4 Закона о закупах.

Информация и документы о правах заказчика на объекты, являющиеся предметом закупки либо связанные с предметом закупки, не поименована в части 10 статьи 4 Закона о закупах.

На заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о невозможности подготовить заявку на участие в Запросе предложений в отсутствие документов, подтверждающих права недропользования Заказчика.

Таким образом, довод Заявителя об ограничении его права подать заявку на участие в Запросе предложений в связи с отсутствие вышеуказанного документа не нашел своего подтверждения.

4. В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Пунктом 4.1.9 Информационной карты Документации установлено, что по карьеру № 5: срок начала выполнения работ, оказания услуг – февраль 2015 г.,  срок окончания выполнения работ, оказания услуг – март 2016 г.

По карьеру № 2-1: срок начала выполнения работ, оказания услуг – февраль 2015 г., срок окончания выполнения работ, оказания услуг – июнь 2018 г.

По карьеру № 3-2: срок начала выполнения работ, оказания услуг – февраль 2015 г., срок окончания выполнения работ, оказания услуг – январь 2018 г.

При этом, Графиком разработки промышленных запасов ОПИ на карьерах ЧНГКМ на 2015-2018 годы, который является частью Документации (далее – График), установлено, что в феврале 2015 года необходимо выполнить подготовительные работы по карьерам № 5, № 2-1, № 3-2, а также часть работ по карьеру №5.

Согласно пункту 5.2.45 проекта договора Документации субподрядчик обязан самостоятельно и за свой счет оформить и заключить договоры аренды лесных участков, с видом использования лесов – заготовка древесины, с Департаментом по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) под площадками ВЗИС (технологическая площадка, вахтовый поселок, склад взрывчатых материалов) и подъездным дорогам к площадкам ВЗИС, а также карьерами ОПИ.

Заявитель считает, что, учитывая дату подведения итогов Запроса предложений, а также необходимость заключить договоры аренды, указанные в пункте 5.2.45 проекта договора Документации,  исполнить договорные обязательства в предусмотренные Графиком сроки невозможно.

Согласно Извещению дата подведения итогов Запроса предложений: 06.02.2015.

С момента получения уведомления Организатора закупки о результатах Запроса предложений участник, представивший заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей, в течение 20 (двадцати) дней должен представить Заказчику подписанный со своей стороны текст договора.

Таким образом, дата представления Заказчику подписанного со стороны победителя Запроса предложений договора зависит от победителя Запроса предложений.

Пунктом 23 приказа Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации  от 26.07.2011 № 319 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и Формы примерного договора аренды лесного участка» установлен максимальный срок рассмотрения арендодателем документов, представленных лицом, заинтересованным в получении права на заключение договора аренды лесного участка: 30 календарных дней с даты получения соответствующих документов.

Дата направления соответствующих документов арендодателю зависит от волеизъявления лица, заинтересованного в получении права на заключение договора аренды лесного участка. Запрет на рассмотрение арендодателем поступивших документов до истечения 30 календарных дней с даты их получения законодательством Российской Федерации не установлен.

Таким образом, на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, однозначно подтверждающих довод Заявителя об установлении Заказчиком  неисполнимых сроков выполнения работ, являющихся предметом Запроса предложений.

5. Во исполнение пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации необходимо указывать место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Согласно пункта 4.1.9 Информационной карты сведения о месте выполнения работ представлены в проекте договора Документации и в Технической части Документации.

Разделом 1 Технической части Документации установлено, что Чаяндинское НГКМ расположено на юго-западе Республики Саха (Якутия), в 90 км на север от поселка Витим, в 130 км на запад-юго-запад от г. Ленска.

В географическом отношении район работ расположен на юго-западе республики Саха (Якутия) в среднем течении р. Лены, в 170 км западнее г. Ленска, в 240 км юго-западнее г. Мирный. Основной транспортной магистралью этого района является р. Лена, протекающая в 120 км к югу - юго-востоку от месторождения. Города Мирный и Ленск – крупные промышленные центры Республики Саха. Город Ленск – крупный речной порт. Населенные пункты на месторождении отсутствуют. Ближайшие крупные населенные пункты пос. Витим (130 км к югу) и пос. Пеледуй (115 км к югу – юго-востоку) расположены на левом берегу р. Лены.

Документацией не установлено требование по указанию в заявках на участие в Запросе предложений более детальной информации в отношении места выполнения работ.

Таким образом, довод Заявителя об отсутствии с Документации сведений о месте выполнения работ, являющихся предметом Запроса предложений, не нашел своего подтверждения.

6. Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

В документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках).

Законодательство Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не содержит требований к порядку формирования лотов закупки, к правилам установления требований к закупаемым товарам, работам, услугам.

Доказательств, подтверждающих, что предмет Запроса предложений сформирован в нарушение требований Закона о закупках, а также что Заказчиком необоснованно укрупнен предмет Запроса предложений, на заседании Комиссии ФАС России не представлено.

Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

   

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «ГОРИЗОНТ-ТРЕЙДИНГ» от 02.02.2015 №GT/1 (вх. № 10083/15 от 02.02.2015) на действия заказчика ООО «Газпром добыча Ноябрьск», организатора закупки ОАО «Газпром» (далее – Организатор закупки) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых в карьерах № 5, № 2-1, № 3-2 в границах Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения для нужд ООО «Газпром добыча Ноябрьск» (извещение №31501954880)  необоснованной.

 

  

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны