Решение №17/6853/15 Решение по результатам рассмотрения жалобы от 17 февраля 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-24/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТСМ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

  

12.02.2015                                                                                                   Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в составе:  

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ООО «ТСМ»: <...> – доверенность №8 от 12.02.2015;

ООО «УралСтройТехнологии»: <...> – доверенность №07 от 10.02.2015, <...> – доверенность №06 от 10.02.2015, <...> – доверенность №05 от 10.02.2015, <...> – доверенность №44 от 24.12.2015,

рассмотрев жалобу ООО «ТСМ» от 02.02.2015 № 42 на действия (бездействие) заказчика ООО «УралСтройТехнологии» при проведении открытого конкурса на право заключения договора генерального подряда на выполнение работ по завершению строительства мостового перехода через реку Надым на км 991 автомобильной дороги Сургут – Салехард, участок Старый Надым – Надым, км. 982 – км 1000 (извещение № 31401668689) в соответствии со  статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ТСМ» (далее – Заявитель) от 02.02.2015 № 42 (вх. № 10305/15 от 03.02.2015)  на действия заказчика ООО «УралСтройТехнологии» (далее – Заказчик)  при проведении открытого конкурса на право заключения договора генерального подряда на выполнение работ по завершению строительства мостового перехода через реку Надым на км 991 автомобильной дороги Сургут – Салехард, участок Старый Надым – Надым, км. 982 – км 1000 (извещение № 31401668689) (далее - Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг Общества с ограниченной ответственностью «УралСтройТехнологии», утвержденным решением единственного участника ОООО «УралСтройТехнологии» от 19.05.2013 №5.

06.11.2014 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Конкурса, а также Конкурсная документация (далее – Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя в части неразмещения в составе Документации рабочей и сметной документации по объекту, на котором осуществляются работы, являющиеся предметом Конкурса (далее – Объект).

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. 18.12.2014 в ФАС России поступила жалоба Заявителя от 18.12.2014 № 702 (вх. № 117984/14 от 18.12.2014)  на действия Заказчика  при проведении  Конкурса (далее – Жалоба).

По итогам рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России принято решение № 223ФЗ-158/14 от 16.12.2014 (далее – Решение) признать Жалобу необоснованной, Заказчика нарушившим  пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 3 части 9 статьи 4, пункты 1, 9, 13 части 10 статьи 4   Закона о закупках, а также выдано обязательное для исполнения предписание № 223ФЗ-158/14 от 16.12.2014 (далее – Предписание), направленное на устранении выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 4 Предписания ООО «УралСтройТехнологии» надлежало внести в Документацию изменения в порядке, установленном Положением о закупках, с учетом Решения.

Из Решения следует, что в Документации, в том числе, отсутствуют в полном объеме сведения об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, что приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения.

16.01.2015 на официальном сайте Заказчиком размещена Документация с изменениями, внесенными во исполнение Предписания (далее – Документация 1).

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчик.

Пунктом 6 Информационной Документации 1 установлено, что предметом Конкурса является выполнение работ по строительству мостовой переход через реку Надым на км 991 автомобильной дороги Сургут – Салехард, участок Старый Надым – Надым, км. 982 – км 1000 с надлежащим качеством  в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1  к Договору), Проектом, рабочей   документацией  и передать Результат работ Заказчику-Застройщику.

Согласно пункту 16 Информационной Документации 1 в число документов, входящих в состав заявки на участие в Конкурсе, входит «заявка на участие в конкурсе, подготовленная по форме в соответствии с требованиями Закупочной документации и в соответствии с формами документов, установленными в  Разделе III «Образцы форм и документов для заполнения Участниками»».

В соответствии с пунктом 2 Формы заявки на участие в конкурсе, являющейся неотъемлемой частью Документации 1, участник Конкурса соглашается «выполнить работы в соответствии с требованиями закупочной  документации, Техническим Заданием, Рабочей документацией,  проектом договора».

Из пункта 12 Технического задания Документации 1 следует, что работы, являющие предметом Конкурса,  должны выполняться, в том числе,  в соответствии с  рабочей    документацией, разработанной ООО «УралСтройТехнологии» для  объекта: «Строительство мостового перехода через реку Надым на км 991 автомобильной дороги Сургут - Салехард, участок Старый Надым - Надым, км 982 - км 1000».

Аналогичное требование предусмотрено пунктом 2.1 проекта договора Документации 1.

В соответствии с пунктом 5.1 проекта договора Документации 1 «Рабочая документация, необходимая для строительства Объекта, будет предоставлена Заказчиком-Застройщиком Генеральному подрядчику в ходе выполнения Работ по настоящему Договору.

 В течение 15 (Пятнадцать) календарных дней, с даты получения рабочей документации, Генеральный подрядчик выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передает Заказчику-Застройщику перечень выявленных в ней недостатков.».

Вместе с тем, на официальном сайте размещена Документация 1, в том числе, техническое задание Документации 1 и проект договора, ведомость объемов работ, календарный план производства работ по Объекту, проектная документация на Объект в 7 частях.

Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в составе Документации 1 рабочей документации по Объекту соответствует действительности.

В составе проектной документации на Объект содержится Том 6. Сметная документация.

При этом, на официальном сайте размещена только Книга 3. Сводный сметный расчет Тома 6. Сметная документация.

Представитель Заказчика подтвердил, что Книги 1, 2, содержащие иные сметы на Объект, на официальном сайте не размещены.

Учитывая изложенное, сведения об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, указаны в  Документации 1 не в полном объеме.

Учитывая изложенное, Заказчиком не исполнено Предписание, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупах участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

В соответствии с пунктом 16 Информационной карты Документации 1 участник Конкурса  в составе заявки на участие в Конкурсе  должен представить «заверенные Участником копии свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора: Свидетельства СРО на виды работ, являющиеся предметом договора - заверенные Участником копии необходимых лицензий или свидетельств СРО о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора - Участник должен иметь свидетельство, выданное саморегулируемой организацией в области  строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства (виды работ, являющиеся предметом заключаемого договора), а также

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.2. Транспортное строительство.

33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.

33.2.2. Железные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта.

33.2.6. Мосты (большие и средние).

Согласно подпункту 1 пункта 4.2.7 Документации 1 при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе участник процедуры закупки не допускается Закупочной комиссией к участию в Конкурсе в случае «непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об Участнике процедуры закупки».

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, для участия в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, достаточно наличия у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства в отсутствие свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 3 статьи 9 Положения о закупке установление требований к участникам закупок дискриминационного характера не допускается.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в установлении требования к участникам Конкурса о наличии свидетельств, выданных саморегулируемой организацией в области  строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, перечисленных в пункте 16 Информационной карты Документации, противоречит нормам пункта 3 статьи 9 Положения о закупке, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «ТСМ» от  02.02.2015 № 42 (вх. № 10305/15 от 03.02.2015) на действия заказчика ООО «УралСтройТехнологии»  при проведении открытого конкурса на право заключения договора генерального подряда на выполнение работ по завершению строительства мостового перехода через реку Надым на км 991 автомобильной дороги Сургут – Салехард, участок Старый Надым – Надым, км. 982 – км 1000 (извещение № 31401668689) обоснованной.

2. Признать ООО «УралСтройТехнологии» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также неисполнившим предписание от 25.12.2014 № 223ФЗ-158/14 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

3. Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 12.02.2015 № 223ФЗ-24/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Выдать ООО «УралСтройТехнологии»  обязательное для исполнения предписание, направленное на устранении выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

№ 223ФЗ-24/15

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

 

«12 «февраля  2015 г.                                                                                    Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в составе:  

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

на основании решения от 12.02.2015 № 223ФЗ-24/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «ТСМ» от  02.02.2015 № 42 (вх. № 10305/15 от 03.02.2015) на действия заказчика ООО «УралСтройТехнологии»  при проведении открытого конкурса на право заключения договора генерального подряда на выполнение работ по завершению строительства мостового перехода через реку Надым на км 991 автомобильной дороги Сургут – Салехард, участок Старый Надым – Надым, км. 982 – км 1000 (извещение № 31401668689), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. ООО «УралСтройТехнологии» в срок не позднее 24.02.2015 отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса на право заключения договора генерального подряда на выполнение работ по завершению строительства мостового перехода через реку Надым на км 991 автомобильной дороги Сургут – Салехард, участок Старый Надым – Надым, км. 982 – км 1000 (извещение № 31401668689) (далее – Конкурс).

2. ООО «УралСтройТехнологии»  не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, вернуть лицам, подавшим заявки на участие Конкурсе, представленные ими заявки.

3. ООО «УралСтройТехнологии»  не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания, разместить на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) информацию о совершении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

4. ООО «УралСтройТехнологии» внести в документацию о проведении Конкурса изменения в порядке, установленном Положением о закупках товаров, работ, услуг Общества с ограниченной ответственностью «УралСтройТехнологии», утвержденным решением единственного участника ОООО «УралСтройТехнологии» от 19.05.2013 №5, с учетом решения от 12.02.2015 № 223ФЗ-24/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «ТСМ» от  02.02.2015 № 42 (вх. № 10305/15 от 03.02.2015) на действия заказчика ООО «УралСтройТехнологии»  при проведении открытого конкурса на право заключения договора генерального подряда на выполнение работ по завершению строительства мостового перехода через реку Надым на км 991 автомобильной дороги Сургут – Салехард, участок Старый Надым – Надым, км. 982 – км 1000 (извещение № 31401668689).

5. ООО «УралСтройТехнологии» продлить срок подачи заявок на участие Конкурсе с учетом требований части 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6. ООО «УралСтройТехнологии» разместить на официальном информацию о совершении действий, указанных в пунктах 4, 5 настоящего предписания, не позднее чем в течение трех дней со дня совершения указанных действий.

7. ООО «УралСтройТехнологии» продолжить Конкурса в порядке, установленном Положением о закупках товаров, работ, услуг Общества с ограниченной ответственностью «УралСтройТехнологии», утвержденным решением единственного участника ООО «УралСтройТехнологии» от 19.05.2013 №5, документацией о данной закупочной процедуре с учетом внесенных во исполнение пункта 4 настоящего предписания изменений.

8. ООО «УралСтройТехнологии»  в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пунктов 1 – 7 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны