Решение №17/72150/15 Решение и предписание по делу в отношении ПАО «Сбербанк Росс... от 15 декабря 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-381/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО ЧОП «Лидер» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

10.12.2015 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ПАО «Сбербанк России»: <...> - по доверенности от 10.06.2015 № 280-Д;

представители ООО ЧОП «Лидер» на заседание комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО ЧОП «Лидер» от 29.10.2015 № 41 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении открытого конкурса по выбору организации на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Центрально-Черноземного банка ОАО «Сбербанк России» ЛОТ 4 (извещение № 31502575792) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО ЧОП «Лидер» (далее – Заявитель) от 29.10.2015 № 41 (вх. от 03.12.2015 № 140769/15) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк» при проведении открытого конкурса по выбору организации на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Центрально-Черноземного банка ОАО «Сбербанк России» (извещение 31502575792) (далее – Конкурс; Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 № 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО «Сбербанк России» от 07.11.2011 № 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 №113 § 6а (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

16.07.2015 на Официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации размещенной на Официальном сайте:

дата и время окончания подачи заявок — 31.08.2015;

дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе — 27.10.2015;

на участие в Конкурсе подано 3 заявки.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурса и не допуске его к участию во втором этапе.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о закупках, Положением о закупке.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствие с пунктом 8.4.8 Положения о закупках, непредставление Участником документов и/или сведений, образцов и т.п., и/или их ненадлежащее оформление может являться основанием отклонения конкурсной заявки Участника.

В пункте 4 и Таблице 2 Документации установлены требования к участникам Конкурса, в том числе:

наличие лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности, позволяющей охранять объекты собственников сроком действия на весь период оказания услуг Заказчику;

наличие договора страхования на сумму не менее 5 млн рублей ответственности охранного предприятия в случае неисполнения, или ненадлежащего исполнения договорных обязательств по охране и техническому обслуживанию объектов банка.

Согласно пункту 3.2 Документации срок исполнения договора составляет 24 месяца.

Согласно протоколу подведения итогов 1 этапа Конкурса от 20.10.2015 № 49, заявка ООО ЧОП «Лидер» признана не соответствующей требованиям по следующим основаниям:

-срок действия лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности, позволяющей охранять объекты собственников сроком действия на весь период оказания банку услуг (действительна по 30.05.2017) ,(пункт 4 Требования к участникам конкурса, таблица 2);

-отсутствует договор страхования на сумму не менее 5 млн рублей ответственности охранного предприятия в случае неисполнения, или ненадлежащего исполнения договорных обязательств по охране и техническому обслуживанию объектов банка (пункт 4 Требования к участникам конкурса, таблица 2).

Комиссия ФАС России, изучив заявку Заявителя представленную представителями Заказчика, установила, что в заявке Заявителя представлены:

-копия лицензии на осуществление частной охранной деятельности ЧО №004730 от 30.05.2012 (представлена на срок до 30.05.2017) (далее - лицензия);

-копия договора страхования имущества юридических лиц от огня и других опасностей № 250 0131 00 09101 906657 от 29.05.2015 (далее — договор страхования);

-копии полиса страхования имущества юридических лиц от огня и других опасностей №250 0131 00 09101 906657/2 от 29.07.2015, №250 0131 00 09101 906657/3 от 31.08.2015 (далее — полис страхования).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 и статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности» (далее Закон о охранной деятельности) осуществление оказания охранных услуг, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.

Согласно статьи 11.2 Закона о охранной деятельности лицензия предоставляется сроком на пять лет.

Кроме того, статьей 11.4 Закона о охранной деятельности установлено, что срок переоформления лицензии составляет не более тридцати дней и на период переоформления действие лицензии не приостанавливается.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что продление лицензии не влияет на условия исполнения договора и не является основанием для отклонения заявки Заявителя.

Представитель Заказчика пояснил, что на основании пункта 10 таблицы 2 Документации к участникам установлено требование о наличии договора страхования на сумму не менее 5 млн рублей ответственности охранного предприятия в случае неисполнения, или ненадлежащего исполнения договорных обязательств по охране и техническому обслуживанию объектов банка. Вместе с тем, в заявке Заявителя представлен договор страхования ответственности имущества, находящееся в собственности Заявителя, что не соответствует требованиям документации.

Пунктом 4.2 и таблицей 2 Документации установлены требования к составу заявки в части наличия надлежащим образом заверенной копии полиса страхования охранного предприятия в случае неисполнения, или ненадлежащего исполнения договорных обязательств по охране и техническому обслуживанию объектов банка.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что договор страхования ответственности подлежит заключению в рамках заключения договора на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Центрально-Черноземного банка ОАО «Сбербанк России», в связи с чем отклонение заявки на стадии рассмотрения является неправомерным.

Таким образом, действия конкурсной комиссии по отклонению заявки Заявителя являются неправомерными и нарушают части 6 статьи 3 и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктами 1,2 части 1 Положения о закупке.

Согласно пункту 2.1 Документации Предметом конкурса является выбор организации на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны (с полной материальной ответственностью) и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации, а так же всего парка устройств самообслуживания, установленных в сторонних организациях и зонах самообслуживания на территории Центрально – Черноземного банка ОАО «Сбербанк России» .

Вместе с тем, из перечня наименования предмета следует, что Заказчиком объединены в один лот выполнение охранных услуг с использованием технических средств охраны и услуг по техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации.

Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один лот технологически и функционально не связанные между собой услуги, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что на участие в закупке подано 3 заявки, в связи с чем принято решение, что указанное нарушение не привело к ограничению участия в конкурсе.

3. В соответствии с Документацией установлены следующие дополнительные требования:

Требования к квалификации Участника запроса предложений

Документы, подтверждающие соответствие Участника квалификационным требованиям

Количество объектов на территории субъекта Федерации, охраняемых Участником (его партнёром, с которым заключён долгосрочный контракт сроком не менее 2 лет) с помощью пультов централизованного наблюдения:

Лот № 1  – не менее 800;

Лот № 2  – не менее  700;

Лот № 3  – не менее  400;

Лот № 4  – не менее  400;

Лот № 5  – не менее  400;

Лот № 6  – не менее  400.

 

Справка Участника со сведениями об имеющемся опыте оказания услуг финансово-кредитных организаций непрерывной, подписанная руководителем Участника, а также с приложением:

- копий договоров (первый и последний листы) с контрагентами и перечнями охраняемых объектов;

- документов, подтверждающих надлежащее исполнение Участником данных договоров (акты сдачи-приемки оказанных услуг без замечаний за период действия договора (промежуточных и/или окончательного) и/или отзывы контрагентов и/или иные подтверждающие документы).

Количество объектов кредитно-финансовой сферы на территории субъекта Федерации, охраняемых Участником с помощью пультов централизованного наблюдения:

Лот № 1  – не менее  200;

Лот № 2  – не менее  200;

Лот № 3  – не менее  200;

Лот № 4  – не менее  100;

Лот № 5  – не менее  200;

Лот № 6  – не менее  200.

Справка Участника, подтверждающая количество объектов кредитно-финансовых, охраняемых Участником подписанная руководителем Участника, с приложением:

- копий договоров (первый и последний листы) с контрагентами и перечнями охраняемых объектов.

Наличие у Участника (его партнера, с которым заключён долгосрочный контракт сроком не менее 2 лет) групп быстрого реагирования, укомплектованных двумя охранниками шестого разряда, имеющими техническую оснащенность (радиосвязь, служебное оружие, спецсредства):

Лот № 1  – не менее  20;

Лот № 2  – не менее  20;

Лот № 3  – не менее  20;

Лот № 4  – не менее  20;

Лот № 5  – не менее  20;

Лот № 6  – не менее  20.

 

Справка Участника, подписанная руководителем Участника, с указанием сведений, подтверждающих количество мобильных групп задержания Участника, несущих постоянное суточное дежурство на территории субъекта Федерации с указанием мест дислокации и маршрутов патрулирования с предоставлением:

- копий ПТС автомобилей находящихся в собственности Участника;

- наличие договоров лизинга, аренды автомобилей

- фотографий автомобилей с легко читаемыми государственными номерами

- копии последней записи трудовой книжки охранника мобильной группы и копия разворота личной карточки охранника

Наличие не менее 70 лицензированных охранников шестого разряда в штате Участника (или у партнеров, с которыми заключены долгосрочные контракты сроком не менее 2 лет) с постоянным проживанием на территории, где оказываются охранные услуги.

Копии последней записи трудовой книжки охранника мобильной группы и копия разворота личной карточки охранника.

Комиссия ФАС России, рассмотрев дополнительные требования, установила, что вышеуказанные требования противоречат пунктам 1, 2 части 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

  • 5. В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

    На заседании Комиссия ФАС России установлено, что на Официальном сайте не размещен протокол подведения итогов 1 этапа Конкурса от 20.10.2015 № 49, что нарушает часть 12 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    6. Согласно пункту 8.3 Документации Заказчик оставляет за собой право не отвечать на отдельные вопросы, что противоречит пункту 7.2.1 и 7.2.2 Положения о закупках :

    - «Любой Участник вправе направить в письменной форме в указанный в Документации адрес Банка, запрос о разъяснении положений Документации. Банк вправе не отвечать на запрос Участника, если он поступил позднее, чем за 5 рабочих дней до срока окончания подачи заявок.

    -Банк после получения запроса от Участника в течение 3 рабочих дней осуществляет подготовку разъяснений, направляет их Участнику, подавшему запрос».

    Кроме того, согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должна быть указана дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений положений документации о закупке.

    Комиссия ФАС России, изучив Документацию представленную представителем Заказчика пришла к выводу, что дата начала и дата окончания срока предоставления участником закупки разъяснений не определена, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  • Признать жалобу ООО ЧОП «Лидер» на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Центрально-Черноземного банка ОАО «Сбербанк России» (извещение № 31502575792) обоснованной;

  • Признать в действиях ПАО «Сбербанк России» нарушения части 1 статьи 2, пункта 10 части 10, 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

  • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 10.12.2015 № 223ФЗ-381/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 5, 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

  • Выдать ПАО «Сбербанк России» обязательное для исполнения предписание с учетом принятого решения от 10.12.2015 № 223ФЗ-381/15.

    Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 223ФЗ-381/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО ЧОП «Лидер» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

10.12.2015 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ПАО «Сбербанк России»: <...> - по доверенности от 10.06.2015 № 280-Д;

представители ООО ЧОП «Лидер» на заседание комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО ЧОП «Лидер» от 29.10.2015 № 41 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении открытого конкурса по выбору организации на оказание охранных услуг с использованием технических средств охраны и техническому обслуживанию средств охранно-пожарной и тревожной сигнализации объектов Центрально-Черноземного банка ОАО «Сбербанк России» ЛОТ 4 (извещение № 31502575792) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

      • Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса и назначить новую дату проведения Конкурса.

      • Заказчику разместить на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пункте 1, настоящего Предписания.

      • Заказчику рассмотреть заявки поданные на участие в Конкурсе в соответствии с Решением № 223ФЗ-381/15 выданным ФАС России от 10.12.2015. При том рассмотрение заявок осуществить без учета дополнительных требований к участникам, признанными не соответствующими требованиям Закона о закупках.

      • Заказчику продолжить проведение Конкурса в соответствии с Положением о закупках ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 № 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО «Сбербанк России» от 07.11.2011 № 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО «Сбербанк России» от 05.12.2011 №113 § 6а.

      • Заказчику в срок не позднее 25.12.2015 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

    • Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны