Решение №17/72459/18 Решение № 223ФЗ-647/18 от 04.09.2018 от 10 сентября 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПАО «МРСК Сибири»

 

 

ЭТП «Россети»

 

 

 

ООО «Белкрас»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-647/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Белкрас» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

04.09.2018 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «Белкрас» от 08.08.2018 № 39764-ЭП/18 на действия (бездействие) заказчика ПАО «МРСК Сибири», оператора электронной площадки ЭТП «Россети», направленную письмом Московского УФАС России от 14.08.2018 № ИГ/39024/18, направленную письмом Красноярского УФАС России от 24.08.2018 № 13979, при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки лиственницы окоренной для нужд филиала ПАО «МРСК Сибири» – «Хакасэнерго» (извещение № 31806676909) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Белкрас» (далее - Заявитель) от 08.08.2018 № 39764-ЭП/18 на действия (бездействие) заказчика ПАО «МРСК Сибири» (далее – Заказчик), оператора электронной площадки ЭТП «Россети» (далее – Оператор), направленная письмом Московского УФАС России от 14.08.2018 № ИГ/39024/18, направленная письмом Красноярского УФАС России от 24.08.2018 № 13979, при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки лиственницы окоренной для нужд филиала ПАО «МРСК Сибири» – «Хакасэнерго» (извещение № 31806676909) (далее — Запрос цен, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети», утвержден решением совета директоров ПАО «Россети» протоколом от 30.10.2015 №206 (с изменениями утвержденными от протоколами от 19.08.2016 № 239, от 08.11.2016 № 244, от 16.12.2016 № 247, от 19.05.2017 № 265, от 31.05.2017 № 269) (далее Положение о закупках).

Согласно Извещению, Документации, Запрос цен осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы (далее - ЕИС) и сайта ЭТП ПАО «Россети», расположенный по адресу: etp.rosseti.ru.

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети «Интернет»: etp.rosseti.ru, регулируются Регламентом организации и проведения закупок в электронном виде на электроной торговой площадке ОАО «Россети» утвержденным генеральным директором ОАО «Управление ВОЛС-ВС» С.Н. Терентьевым (далее – Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в ЕИС размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      • Извещение о проведении Запроса предложений, Документация о Запросе предложений (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru – 11.07.2018;

      • Начальная (максимальная) цена договора — 3 843 721,38 рублей;

      • Дата окончания подачи заявок — 16.07.2018;

      • Дата проведения Запроса цен — 13.08.2018;

      • На участие в Запросе цен подано и допущено 2 заявки.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса цен нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку при проведении процедуры на понижение цены (далее — Переторжка) участники поставлены в неравное условия, так как шаг понижения от предложенной цены Заявителя составлял 1% от начальной (максимальной) цены (далее - НМЦ), в то время как шаг понижения второго участника составил 1,18% от НМЦ, что препятствовало Заявителю представить лучшее предложение.

В ходе заседания 03.09.2018 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 07.09.2018.

На заседании Комиссии ФАС России представители Оператора электронной площадки с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса цен Оператор электронной площадки действовал в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Документацией, Регламентом.

Рассмотрев представленные материалы, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса цен нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку при проведении процедуры на понижение цены (далее — Переторжка) участники поставлены в неравное условия, так как шаг понижения от предложенной цены Заявителя составлял 1% от начальной (максимальной) цены (далее - НМЦ), в то время как шаг понижения второго участника составил 1,18% от НМЦ, что препятствовало Заявителю представить лучшее предложение.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пункт 2 Части 3.1 статьи 3 Закона о закупках устанавливает, что конкурентные закупки осуществляются способами указными в Законе о закупках, а так же иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям Закона о закупках.

В соответствии с частью 12 статьи 3.3. Закона о закупках Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпункты «б», «в» пункта 5.1.2 Положения о закупках предусматривают возможность провети закупки в электронной форме с этапом Переторжкой.

Согласно пункту 8.7.12 Положения о закупке организатор закупки в случае, если это было предусмотрено в документации по запросу цен, вправе провести Переторжку.

Пунктом 8.1.10 Положения о закупке установлен порядок проведения Переторжки. Так в случае проведения закупки в электронной форме, Переторжка проводиться по правилам работы электронной торговой площадки в режиме реального времени.

В соответствии с пунктом 7.4.4 Документации Переторжка проводится на ЭТП в очной форме (при наличии данного функционала на ЭТП), если иное не предусмотрено решениями закупочной комиссии или ЦЗО. Порядок проведения определяется правилами и требованиями регламента и инструкцией пользователя ЭТП. Участники уведомляются о проведении переторжки автоматически через ЭТП.

Пунктом 23.6 Регламента установлено, что в рамках проведения Переторжки Организатор торгов устанавливает шаг ценовых предложений (диапазон, в пределах которого разрешается изменять очередное ценовое предложение).

В соответствии с Извещением НМЦ договора составляет 3 843 721,38 рублей с учетом НДС, в связи с чем 1% равен 38 400,00 рублей.

Согласно протоколу предварительного рассмотрения и оценке по отборочным критериям предложения участников № 18-89/5-БЭ (ХЭ) от 26.07.2018, Заказчиком было принято решение о проведение Переторжки, в которой, шаг на понижения, установленный закупочной комиссией, равен 1% от НМЦ договора.

На заседании Комиссии ФАС России Оператор представил материалы по закупке и пояснил, что в соответствии с пунктом 18.1 Регламента заявителем предоставляются функции подачи заявок (технико-коммерческих предложений) на участие в процедурах, проводимых на электронной площадке, где заполняются 2 поля:

«Цена предложения в валюте начальной цены договора с НДС»;

«Цена предложения в валюте начальной цены договора без НДС».

В случае, если заявитель использует упрощенную систему налогообложения, при заполнении соответствующей формы заявки заявитель указывает ценовое предложения без НДС в оба вышеуказанных поля.

Таким образом, ценовое предложения участника закупки, работающего на общей системе налогообложения будет указываться на электронной торговой площадки с учетом НДС, а ценовое предложения участника закупки применяющего упрощенную систему налогообложения будет указываться без НДС.

Вместе с тем, согласно пунктам 23.2, 23.11 Регламента Переторжка заключается в том, что заявители предлагают новые условия (снижают первоначальную цену предложения, указанную в поле ценового предложения с НДС.

Представители Оператора представили «графическое изображения» согласно которому, снижение каждого из участников не превышало 38 400,00 рублей.

В соответствии с пунктом 23.14 Регламента с момента начала Переторжки в очной форме средствами ЭТП заявителю, участвующему в Переторжке, автоматически предлагается указать значения «Нулевого конверта» (минимальное ценовое предложение с НДС, которое сможет сделать этот заявитель в Переторжке), что является вспомогательным средством, позволяющим заявителю соблюсти собственный регламент (не подать ценовое предложения меньше, чем разрешено нормативными документами или ценовой политикой заявителя) при участии в торгах.

Согласно пункту 23.13 Регламента в ходе Переторжки допускается подавать ценовые предложения при собственном лидирующем (наилучшем) предложении, следовательно участник вправе подавать очередное ценовое предложения без ожидания оппонента, что не ограничивало возможность Заявителя подать очередное ценовое предложение о цене договора.

Учитывая изложенное по мнению Оператора, Заявитель на момент Переторжки обладал правом улучшить свое ценовое предложение по отношению к победителю, при этом Заявитель не воспользовался таким правом.

Принимая во внимание отсутствие иных доказательств комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о наличии нарушений в действиях Оператора электронной площадки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России.

 

Р Е Ш И Л А:

 

 

Признать жалобу ООО «Белкрас» (ИНН: 2464138690, ОГРН: 1172468055869) от 08.08.2018 № 39764-ЭП/18 на действия (бездействие) заказчика ПАО «МРСК Сибири» (ИНН: 2460069527, ОГРН: 1052460054327), оператора электронной площадки ЭТП «Россети» (ИНН: 7728662669, ОГРН: 1087760000019) при проведении открытого запроса цен на право заключения договора поставки лиственницы окоренной для нужд филиала ПАО «МРСК Сибири» – «Хакасэнерго» (извещение № 31806676909) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ПАО «Россети»
ИНН 7728662669, ОГРН 1087760000019
ПАО "МРСК Сибири"
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327
ООО "Белкрас"
ИНН 2464138690, ОГРН 1172468055869