Решение №17/73604/15 Решение по жалобе ООО «Первый Мастер» от 21 декабря 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-407/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Первый Мастер» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

16.12.2015                                                                                                          Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия),

при участии представителей:

АО «Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова» <...> – доверенность от 31.08.2015 № 1/141/2015-ДОВ,

ООО «Первый Мастер» генерального директора Медведева Н.В. – приказ ООО «Первый Мастер» от 10.03.2014 № 1,

рассмотрев жалобу ООО «Первый Мастер» на действия (бездействие) АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова» (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку газовых конверторов для АО «ОКБМ Африкантов» (извещение № 0432100000615000122) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Первый Мастер» (далее – Заявитель) б/д (вх. от 09.12.2015 № 143961-ЭП/15) на действия (бездействие) Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку газовых конверторов 1 комплект (извещение № 0432100000615000122) (далее – Аукцион).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), (далее - Извещение, Документация):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 18.11.2015;

2) начальная (максимальная) цена контракта – 60 846 852,71 рубля;

3) источник финансирования - федеральный бюджет;

4) 08.12.2015 Заказчик принял решение отказаться от проведения Аукциона.

Из жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя при проведении Аукциона нарушены следующими действиями Заказчика:

1. В документации об Аукционе указаны требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки, которым в совокупности соответствует единственный производитель ООО «Завод Ятаган», что ограничивает количество участников закупки.

2. В Информационной карте Аукциона Заказчиком установлены сроки окончания подачи заявок, ограничивающие права потенциальных участников Аукциона.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, представителя Заявителя Комиссия установила следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Согласно информации, представленной на заседании Комиссии, Заказчику предоставлены бюджетные инвестиции в соответствии с Договором от 26.06.2015 №01-09/149дсп/09.44 об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций.

Таким образом, проведение Аукциона осуществляется в соответствии с Законом о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно доводу Заявителя в Документации указаны требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки, которым в совокупности соответствует единственный производитель ООО «Завод Ятаган», что ограничивает количество участников закупки.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения и сообщил, что установление соответствующих требований к техническим и функциональным характеристикам поставляемых газовых конвекторов обусловлено необходимостью соблюдения требований проектной документации, имеющей положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза», а также взаимодействием поставляемого оборудования с единой вентиляционной системой объекта Заказчика.

Представитель Заказчика также пояснил, что для обоснования начальной (максимальной) цены Аукциона, Заказчиком направлялись запросы производителям газовых конверторов и их уполномоченным представителям для получения от указанных лиц ценовых предложений об оборудовании удовлетворяющего потребности Заказчика. Согласно поступивших Заказчику коммерческих предложений с установленными характеристиками оборудования к поставке предложены газовые конверторы от двух производителей.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о том, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе требования к газовым конверторам соответствуют единственному производителю и ограничивают количество участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, Заказчиком в Документации и в Извещении, размещенном на Официальном сайте установлены различные сроки окончания подачи заявок, что влечет ограничение прав и вводит в заблуждение потенциальных участников Аукциона.

Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

На заседании Комиссии установлено, что 08.12.2015 Заказчиком на Официальном сайте размещено извещение о внесении изменений в документацию и в извещение электронного аукциона от 07.12.2015, согласно которому Заказчиком продлена дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе до 08 часов 00 минут (время московское) 24 декабря 2015 года.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Указанная норма закреплена Заказчиком в пункте 8.14.1 документации об Аукционе и в пункте 8.3 проекта договора.

На основании части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Пунктом 12.1 проекта договора установлен срок действия договора: «Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного выполнения Сторонами своих обязательств по настоящему договору».

Указанная формулировка окончания срока действия договора не позволяет определить срок окончания действия договора, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет.

В этой связи, при выборе способа обеспечения контракта (договора) в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки фактически не представляется возможным установить срок действия банковской гарантии, поскольку Заказчиком изначально не установлен срок действия договора.

Таким образом, отсутствие в проекте договора конкретной даты срока его действия является нарушением пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и не позволяет определить требования к обеспечению исполнения договора, в части срока действия банковской гарантии, превышающий на один месяц срок действия договора.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Первый Мастер» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать в связи с принятым Заказчиком решением об отмене проведения Аукциона.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны