Решение №17/73811/15 Решение по жалобе ООО Спецстрой» от 18 декабря 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-409/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО Спецстрой» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» 

15.12.2015                                                                                                          Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «Средне-Невский судостроительный завод»:<...> - доверенность от 20.12.2015 № 211,

представители ООО «Спецстрой» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Спецстрой» на действия (бездействие) заказчика ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Техническое перевооружение производства и реконструкция судоспусковых устройств для обеспечения строительства судов длиной 100 метров, спусковой массой 2700 т.» (1 и 2 этапы) (извещение № 0472100004315000004), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Спецстрой» (далее — Заявитель) от 04.12.2015 № 04(4) (вх. № 142400-ЭП/15 от 07.12.2015) на действия (бездействие) заказчика ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» (далее - Заказчик), при проведении открытого конкурса на право заключения договора на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Техническое перевооружение производства и реконструкция судоспусковых устройств для обеспечения строительства судов длиной 100 метров, спусковой массой 2700 т.» (1 и 2 этапы) (извещение № 0472100004315000004) (далее — Конкурс).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Таким образом, проведение Конкурса осуществляется в соответствии с Законом о контрактной системе.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. В Конкурсной документации неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии в составе заявки на участие в Конкурсе документов из уполномоченных органов, подтверждающих добросовестность участника закупки.

2. В Конкурсной документации по показателю «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участника Конкурса» неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по строительству объектов в крупнейших городах (в соответствии с СП 42.13330.2011) стоимостью не менее 50 млн. рублей.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — Извещение, Конкурсная документация):

1)  извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее — Официальный сайт) – 30.11.2015;

2)  способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;

3)  начальная (максимальная) цена контракта – 1 508 300 000,00 рублей;

4)  дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 21.12.2015 10:00.

1. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.

Согласно подпункту «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 18 Конкурсной документации установлено «Во избежание получения недостоверной и несвоевременной информации об участнике закупки от уполномоченных органов, что может повлечь необоснованное решение конкурсной комиссии об отклонении участника закупки к участию в конкурсе, рекомендуем участникам закупки самостоятельно представить справки из соответствующих органов (Непредставление данной информации не является основанием для отклонения конкурсной заявки):

- документ о наличии у участника закупки задолженности (недоимки) по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании такой задолженности и о результатах рассмотрения жалоб (из Федеральной налоговой службы, в которой участник закупки зарегистрирован в качестве налогоплательщика);

- справку о размере балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период (либо бухгалтерский баланс с отметкой налогового органа за последний завершенный отчетный период);

- справку об отсутствии или размере имущества, находящегося под арестом, наложенным по решению суда, если балансовая стоимость арестованного имущества не превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов за последний завершенный отчетный период (из службы судебных приставов района, в котором зарегистрирован участник закупки);

- справку о непроведении ликвидации (банкротства) участника закупки - юридического лица и об отсутствии решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства (из арбитражного суда субъекта Российской Федерации);

- справку о неприостановлении деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе (из службы судебных приставов района, в котором зарегистрирован участник закупки)

- справку об отсутствии, погашения, снятия судимости за преступления в сфере экономики, а также о неприменении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, в отношении участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки - юридического лица (из управления министерства внутренних дел субъекта Российской Федерации);

- справку о неприменении административного наказания в виде дисквалификации в отношении участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера участника закупки - юридического лица (из Федеральной налоговой службы, в которой участник закупки зарегистрирован в качестве налогоплательщика)».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил, что в соответствии с формулировкой, указанной в пункте 18 Конкурсной документации, Заказчик предлагает участникам закупки подтвердить соответствие указанным требованиям, а не требует обязательного предоставления документов, указанных в пункте 18 Конкурсной документации. Вместе с тем, непредставление таких документов не является основанием для отклонения заявки на участие в Конкурсе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).

Подпунктом «б» пункта 4 Правил оценки заявок установлено, что заказчик в документации о закупке устанавливает характеризующийся как нестоимостной критерий оценки квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта.

Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

Согласно пункту 3 Правил оценки заявок «оценка» - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки: цена контракта (значимость критерия 60%); квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия 40%).

В Конкурсной документации по показателю «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участника Конкурса» установлено, что лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наличие у участника закупки опыта по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) в крупнейших городах (в соответствии с СП 42.13330.2011) стоимостью не менее 50 млн. рублей, что подтверждается актами приемки законченных строительством объектов, выданных не ранее 01.01.2009 года.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что порядок оценки заявок, установленный Заказчиком в Конкурсной документации, не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку Заказчиком оцениваются контракты (договоры) исключительно по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в крупнейших городах.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку 09.12.2015 Заказчиком на Официальном сайте опубликовано решение об отмене определения поставщика.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать жалобу ООО «Спецстрой» обоснованной в части неправомерного установления в Конкурсной документации по показателю «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участника Конкурса» требования о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по строительству объектов в крупнейших городах стоимостью не менее 50 млн. рублей.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны