Решение №17/7702/18 Решение № 223ФЗ-67/18 от 5 февраля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-67/18

по результатам рассмотрения жалобы ИП Яцунова М.С. на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

31.01.2018 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии – <...>

членов комиссии:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ИП Яцунова М.С. от 29.12.2017 б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», оператора ООО «ЭТП ГПБ» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому осмотру транспортных средств на 2018-2019 гг. (6 лотов)(извещение № 31705452860), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ИП Яцунова М.С. (далее - Заявитель) от 29.12.2017 б/н (вх. 8684/18 от 22.01.2018) на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» (далее — Заказчик), оператора ООО «ЭТП ГПБ» (далее - Оператор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому осмотру транспортных средств на 2018-2019 гг. (6 лотов) (извещение № 31705452860) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (далее – Положение о закупке).

Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором электронной площадки закупок товаров, работ, услуг и торгов, регулируются Регламентом организации и проведения закупочных процедур ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром на электронной торговой площадке ГПБ, утвержденным генеральным директором ООО ЭТП ГПБ Константиновым М.Ю. (в редакции от 14.11.2016 № 12) (далее — Регламент).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

24.08.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении  Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Согласно Документации, Запрос предложений осуществляется Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы и на сайте Оператора ЭТП https://etpgaz.gazprombank.ru/.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком, Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

  • В связи с наличием технического сбоя в работе Оператора, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений;

  • Заказчиком принято неправомерное решение о допуске заявки ООО «ЭКТО-центр» к участию в Запросе предложений.

Представители Заказчика, Оператора с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик и Оператор действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, в связи с наличием технического сбоя в работе Оператора, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с протоколом заседания комиссии Заказчика по подведению итогов Запроса предложений № 1/0016/17/2.1/0049072/ ТГСтаврополь/ЗП/ГОС/Э/23.08.2017 от 20.12.2017 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в закупке на основании пункта 10 раздела 1 «Методики анализа и оценки заявок участников запроса предложений» Документации (далее — Методика).

Пунктом 10 раздела 1 Методики установлено, что участникам Запроса предложений необходимо представить в составе заявки письмо о подаче заявки (форма 1) и сведения внесенные по форме «Заявка на участие в процедуре» на торговой площадке. При этом указано, что Заказчиком осуществляется проверка соответствия цен в форме 1 и форме «Заявка на участие в процедуре» на торговой площадке. Несоответствие цен в форме 1 и форме «Заявка на участие в процедуре» является основаниям для отклонения заявки такого участника.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и сообщил, что Заявителем представлены различные ценовые предложения в форме 1 и форме «Заявка на участие в процедуре», например, по Лоту № 1 в «Заявке на участие в процедуре» на торговой площадке Заявителем представлено ценовое предложение 510,0 рублей за весь объем услуг по указанному Лоту, при этом в форме 1 заявки Заявителя на участие в Запросе предложений указано итоговое ценовое предложение по Лоту № 1 — 107 100,0 рублей, что не соответствует требованиям Документации. Аналогичные разночтения в отношении Заявителя установлены по всем Лотам Запроса предложений.

Пунктом 4.3.3 Регламента предусмотрено, что Оператор ЭТП не несет ответственности за какой либо ущерб, потери и прочие убытки, которые понесли пользователи ЭТП по причине ненадлежащего изучения информации, касающейся работы ЭТП.

Согласно сноске в разделе «Ценовое предложение» «Единица указания цены — это количество единицы товара (работ,услуг), за которое указана цена. Например, цена может быть указана за 10 единиц, тогда в поле «Единица указания цены» указывается значение 10, а в поле «Цена без НДС за указанное количество единиц» - цена без НДС за 10 единиц товара (работ, услуг)».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Оператора представил материалы, графические изображения и сообщил, что Заявителем при подаче ценового предложения нарушен порядок заполнения полей «Единица указания цены» и «Цена без НДС за указанное количество единиц», а именно: Заявителем в поле «Единица указания цены» указано общее количество осмотра единиц транспортных средств (например по Лоту № 1 — 210 ед.), при этом Заказчиком при формировании указанной формы указано, что количество услуг составляет 1 условную единицу. Указанные действия Заявителя привели к несоответствию ценовых предложений в форме 1 и форме «Заявка на участие в процедуре».

Согласно пункту 1.4. Документации комиссия по подведению итогов Запроса предложений вправе отклонить заявки на участие в Запросе предложений в случае их несоответствия требованиям, установленным Документацией, в соответствии с перечнем допустимых оснований для их отклонения на основании Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств обоснованности довода Жалобы.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке, Документации.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение о допуске заявки ООО «ЭКТО-центр» к участию в Запросе предложений. По мнению Заявителя, заявка ООО «Экто-центр» не соответствует требованиям Методики в части предоставления ценового предложения без учета НДС, а также иным требованиям Документации.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку ООО «ЭКТО-центр» и сообщил, что заявка указанного участника Запроса предложений соответствует требованиям Документации. Кроме того, ООО «ЭКТО-центр» представлено окончательное ценовое предложение без учета НДС, что отражено в Протоколе.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих о несоответствии заявки ООО «ЭКТО-центр» требованиям Документации.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Кроме того, частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

      • Частью 9 статьи 4 Закона о закупках установлены требования к содержанию извещения о закупке.

В соответствии с пунктами 8, 10, 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, установлено что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

  • порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

  • формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участниками закупки разъяснений положений документации о закупке;

  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что Документация не содержит вышеуказанных сведений о закупке.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования пунктов 8, 10, 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип установлен в пункте 1.1.3 Положения о закупках.

Пунктом 2.9.6 Документации установлено, что Заказчик (Организатор) вправе запросить у Участников запроса предложений о предоставлении разъяснений положений поданных ими заявок на участие в запросе предложений.

Вместе с тем, наделение Заказчика (Организатора) закупки правом запрашивать сведения либо документы, подтверждающие сведения, представленные участником, содержит риски необъективного рассмотрения заявок и может применяться не в равной степени к участникам закупки, что в конечном счете может повлечь ограничение количества участников закупки.

    • В пункте 4 Методики установлено, что основанием для отклонения заявки участника закупки, также является непредставление заполненной таблицы сведений о цепочке собственников, за исключением случаев, когда закупка проводится в рамках сделки административно-хозяйственного назначения.  Не раскрытие/ неполное раскрытие сведений о цепочке собственников. - непредставление   документов, подтверждающих сведения, указанные в таблице.

Пунктом 11 Методики основанием для отклонения заявки участника закупки, также является непредставление одного, или нескольких документов в соответствии, в том числе с пунктом 4.1.30 Информационной карты Документации.

Согласно пункту 4.1.30 Информационной карты Документации участник в подтверждение установленным квалификационным требованиям должен представить документы в соответствии с пунктом 3.6 Документации.

Пунктом 3.6.3 Документации предусмотрено, что участник закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений должен представить информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) (Форма 4.1), с приложением подтверждающих документов.

Вместе с тем, в случае если участником Запроса предложений, с которым принято решение заключить договоры, или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

Кроме того, представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Установление Заказчиком в составе Документации вышеуказанных требований к участникам Запроса предложений противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки, так как по данным основаниям заявки участников Запроса предложений не отклонялись.

      • Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с разделом 3 «Оценка и сопоставление заявок Участников запроса предложений» Методики Заказчиком осуществляется оценка, в том числе по критерию «Оценка технического предложения». При этом установлен следующий порядок оценки по указанному критерию: «10 баллов. Оценка наилучшего технического предложения из всех технических предложений, представленных участниками по данному предмету закупки 9-0 баллов. Баллы, вычитаемые за отсутствие в техническом предложении участника факторов, присутствующих в наилучшем техническом предложении».

Вместе с тем, из указанного порядка оценки не следует, какие именно факторы должны присутствовать в технических предложений участников, что ограничивает участников Запроса предложений в получении максимального количества баллов по указанному критерию оценки.

Кроме того, не представляется возможным установить объективность указанного порядка оценки заявок участников Запроса предложений, поскольку участниками Запроса предложений могут быть представлены значения или документы, не относящиеся к предмету Запроса предложений, при этом таким участникам будут присвоены баллы, с учетом количества таких факторов, без учета их содержания.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Запроса предложений. Указанные действия нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты проведения Запроса предложений, поскольку победителем закупки признан участник с наименьшим ценовым предложением.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ИП Яцунова М.С. (ИНН: 263410654670, ОГРНИП 316265100163732) от 29.12.2017 б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» (ИНН: 2636032629, ОГРН: 1022601940613), оператора ООО «ЭТП ГПБ» (ИНН: 7724514910, ОГРН 1047796450118) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по техническому осмотру транспортных средств на 2018-2019 гг. (6 лотов) (извещение № 31705452860) необоснованной.

      • Признать ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 8, 10, 11, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 31.01.2018 № 223ФЗ-67/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ЭТП ГПБ
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ООО «Газпром Трансгаз ставрополь»
ИНН 2636032629, ОГРН 1022601940613
ИП Яцунов М.С.
ИНН 263410654670, ОГРН 316265100163732