Решение №17/82976/16 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-667/16 по результатам рассмотрения жалобы ... от 29 ноября 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-667/16

по результатам рассмотрения жалобы АО СРЦ «АСГАРД» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

24.11.2016 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

АО СРЦ «АСГАРД»: <...> - по доверенности от 21.11.2016 № б/н;

Представитель <...> на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу <...> от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО СРЦ «АСГАРД» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по реализации инвестиционного проекта по строительству многофункционального комплекса: 1. Проектирование (Предпроектная стадия; Стадия проект; Рабочая документация; Дизайн-проект интерьеров); 2. Согласования, ТУ, изыскания (Заключение экспертизы; Изыскания; ГПЗУ; Разрешение на строительство; Сопровождение строительства и сдача объекта); 3. СМР (Подготовительные работы; Устройство котлована; Возведение конструктива; Внутренняя отделка помещений; Благоустройство); 4. Наружные инженерные сети и объекты (Электроснабжение; Водоснабжение и канализация; Теплоснабжение; Водоотведение (ливнесток); Слаботочные системы); 5. Управление проектом (Мониторинг; Авторский надзор; Технадзор; Девелопмент (Ежемесячное); Девелопмент (За выполненные этапы)) (извещение № 31604219118) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее — Заявитель) от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО СРЦ «АСГАРД» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по реализации инвестиционного проекта по строительству многофункционального комплекса: 1. Проектирование (Предпроектная стадия; Стадия проект; Рабочая документация; Дизайн-проект интерьеров); 2. Согласования, ТУ, изыскания (Заключение экспертизы; Изыскания; ГПЗУ; Разрешение на строительство; Сопровождение строительства и сдача объекта); 3. СМР (Подготовительные работы; Устройство котлована; Возведение конструктива; Внутренняя отделка помещений; Благоустройство); 4. Наружные инженерные сети и объекты (Электроснабжение; Водоснабжение и канализация; Теплоснабжение; Водоотведение (ливнесток); Слаботочные системы); 5. Управление проектом (Мониторинг; Авторский надзор; Технадзор; Девелопмент (Ежемесячное); Девелопмент (За выполненные этапы)) (извещение № 31604219118) (далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг АО СРЦ «АСГАРД», утвержденным решением Совета директоров АО СРЦ «АСГАРД» от 23.11.2016 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе ( далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

18.10.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

дата и время окончания подачи заявок —18.10.2016;

дата рассмотрения заявок —23.11.2016;

дата подведения итогов—25.11.2016.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком, нарушены положения Закона о закупках, а именно:

1. в составе Документации отсутствует проектно-сметная документация;

2. Заказчиком в документации не установлен конкретный перечень видов работ, на которые необходимо представить в составе заявки копии свидетельства, выданные СРО.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Из Жалобы Заявителя следует, что в составе Документации отсутствует проектно-сметная документация

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, выполнение строительно-монтажных работ, требуемых к закупке, осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.

Согласно пункту 7 Информационной карты Документации предметом Конкурса является оказании услуг по реализации инвестиционного проекта по строительству многофункционального комплекса и комплекса апартаментов с подземной автостоянкой (далее также – услуги).

В соответствии с пунктом 13 Информационной карты Документации: «Полная характеристика объёма поставки товаров, выполнения работ, услуг, условий договора и описание объекта закупки отражено в проекте договора закупочной документации часть IV «Проект договора» и техническом задании закупочной документации часть V «Техническая часть закупочной документации».

Заказчиком в техническом задания закупочной документации часть V «Техническая часть закупочной документации» размещены общие технические характеристики объектов (площадь объекта, процент застройки, этажность, высота объекта, функциональное назначение, архитектурно-планировочные решения).

В соответствии с пунктом 2.2.2«Проекта договора» в рамках реализации инвестиционного проекта на четвертом этапе управляющий проектом обеспечит разработку проектной документации, а также прохождение государственной экспертизы проектной документации.

В связи с чем, разработка проектной документации, на основании которой должны выполняться работы, является частью предмета Конкурса.

Таким образом, отсутствие проектно-сметной документации не позволяет участникам закупки сформировать заявки надлежащим образом в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, так как Документация не содержит объемы выполняемых работ, а также подробные технические характеристики объекта.

Кроме того, Заказчиком в «Техническом задании» Документации предусмотрено строительство:

  • комплекса апартаментов с подземной автостоянкой  по адресу:   г. Москва, Ленинградский проспект, вл. 31;

  • комплекса апартаментов с подземной автостоянкой  по адресу: г.Москва, Рязанский пер., вл.13, стр.1, стр.6, стр.11, стр.11б.

Таким образом, предмет Конкурса сформирован Заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 2 Закона о закупках, в Документации отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, а также неправомерно объединены в один лот работы по территориальному признаку, так как работы проводятся по разным адресам и предполагают разные объемы выполнения.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Документации не установлен конкретный перечень видов работ, на которые необходимо представить в составе заявки копии свидетельства, выданные СРО.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 1.4 Положения о закупке.

Вместе с тем, пунктом 19.2.2 Информационной карты Документации Заказчиком предусмотрен перечень кодов действующих свидетельств о допуске к видам работ: «п. 13. (Работы по организации подготовки проектной документации»), п. 32. («Работы по осуществлению строительного контроля»), п. 33 («Работы по организации строительства, реконструкции и капитального строительства»), п. 33.7. («Объекты канализации и водоснабжения»)».

Кроме того, Заявитель и его представители на заседание Комиссии ФАС России не явились, а также Заявителем не представлено документов, информации подтверждающих, что Заказчиком не установлен конкретный перечень видов работ, на которые необходимо представить в составе заявки копии свидетельства, выданные СРО.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, при рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип предусмотрен пунктом 1.4 Положения о закупке.

Пунктом 19.2.3 Информационной карты Документации установлено требование, что участник закупки не должен являться оффшорной компанией.

Вместе с тем, действующим законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не установлен запрет на участие в закупках лиц не зарегистрированных на территории Российской Федерации, на особых территориях, называемых оффшорными зонами.

Таким образом, участие в закупке оффшорных компаний не противоречит требованиям Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 19.2.4 Информационной карты Документации предусмотрено, что у участника закупки должен отсутствовать негативный опыт сотрудничества с Заказчиком.

Вместе с тем, установление вышеуказанного требования ограничивает количество участников закупки, а также не влияет на исполнение обязательств по договору, заключенному по результатам Конкурса.

Согласно пункту 19.3 Информационной карты Документации соисполнители, субподрядчики, сопоставщики должны соответствовать требования предъявляемым к участникам закупок.

Установление требования о соответствии соисполнителей, субподрядчиков, сопоставщиков требованиям предъявляемым к участникам закупок ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора.

Пунктами 25.5.2-25.5.3 Информационной карты Документации установлено, что Заказчик вправе запросить у претендента, предоставившего заявку с заниженной ценой договора обоснование такой цены. Если претендент не предоставил информацию, установленную сроки, или Заказчик пришёл к обоснованному решению, что претендент не способен исполнить договор на условиях, предложенных таким претендентом и установленных документацией процедуры закупки, Заказчик отклоняет заявку на участие в процедуре закупки такого претендента с указанием причин отклонения.

Вместе с тем, возможность участия в Конкурсе с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также Заказчиком в Документации не установлен перечень информации которую необходимо указать участнику в обосновании занижения цены договора, кроме того право запроса может применяться не в равной степени к участникам Закупки, что также ограничивает количество участников Конкурса.

Установление Заказчиком в составе Документации вышеуказанных требований к участникам Конкурса противоречит пункту 1.4 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Приложением 1 к части II «Информационной карты закупки» Документации установлена Методика оценки заявок на участие в закупке, а также Заказчиком установлены критерии оценки: цена договора, качественные, функциональные и экологические характеристики работ (реализованные девелоперские проекты (объём введённых в эксплуатацию площадей)), квалификация участников закупки (опыт проектирования и строительства высотных зданий, в том числе уникальных (выше 100 м.)).

 

Элемент

Степень

Баллы

В расчёт принимаются только выполненные (завершённые) работы, услуги (с 2014 г. и до даты подачи заявки)

объём введённых в эксплуатацию площадей в рамках реализации девелоперских проектов на территории РФ от 1 млн. кв. м.

100

объём введённых в эксплуатацию площадей в рамках реализации девелоперских проектов на территории РФ от 500 000 кв. м. до 999 999 (включительно) кв. м.

70

объём введённых в эксплуатацию площадей в рамках реализации девелоперских проектов на территории РФ от 300 000 кв. м. до 499 999 (включительно) кв. м.

40

объём введённых в эксплуатацию площадей в рамках реализации девелоперских проектов на территории РФ до 299 999 (включительно) кв. м

10

 

При этом в данном порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость между квадратными метрами представленными участником в составе заявки и баллами присваиваемыми заявке участника.

Указанные действия Заказчика нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

 

  • Признать жалобу <...> от б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО СРЦ «АСГАРД» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по реализации инвестиционного проекта по строительству многофункционального комплекса: 1. Проектирование (Предпроектная стадия; Стадия проект; Рабочая документация; Дизайн-проект интерьеров); 2. Согласования, ТУ, изыскания (Заключение экспертизы; Изыскания; ГПЗУ; Разрешение на строительство; Сопровождение строительства и сдача объекта); 3. СМР (Подготовительные работы; Устройство котлована; Возведение конструктива; Внутренняя отделка помещений; Благоустройство); 4. Наружные инженерные сети и объекты (Электроснабжение; Водоснабжение и канализация; Теплоснабжение; Водоотведение (ливнесток); Слаботочные системы); 5. Управление проектом (Мониторинг; Авторский надзор; Технадзор; Девелопмент (Ежемесячное); Девелопмент (За выполненные этапы)) (извещение № 31604219118) обоснованной в части неразмещения в составе Документации проектно-сметной документации.

  • Признать в действиях АО СРЦ «АСГАРД» нарушения части 1 статьи 2, пункта 3 части 9, пунктов 1, 12, 13 части 10, статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 24.11.2016 № 223ФЗ-667/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

  • Выдать обязательное для исполнения предписание с учетом принятого решения от 24.11.2016 № 223ФЗ-667/16, направленное на устранение выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны