Решение №17/85642/18 Решение № 223ФЗ-783/18 от 23 октября 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-783/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Магна» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

19.10.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобы ООО «Магна» б/д б/н, направленные письмом Московского УФАС России от 15.10.2018 № ИГ/49232/18, на действия (бездействие) заказчика ПАО «Транснефть» при проведении конкурсов в электронной форме на право заключения договоров на поставку спецодежды (извещения 31806944812, 31806944797, 31806946760, 31806947124, 31806946145, 31806946455, 31806946158, 31806944849, 31806944872, 31806944868, 31806944820) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступили жалобы ООО «Магна» (далее - Заявитель) б/д б/н, направленные письмом Московского УФАС России от 15.10.2018 № ИГ/49232/18, на действия (бездействие) заказчика ПАО «Транснефть» (далее - Заказчик) при проведении конкурсов в электронной форме на право заключения договоров на поставку спецодежды (извещения 31806944812, 31806944797, 31806946760, 31806947124, 31806946145, 31806946455, 31806946158, 31806944849, 31806944872, 31806944868, 31806944820) (далее — Конкурсы, Жалобы).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть», утвержденным решением Совета директоров ПАО «Транснефть» от 14.09.2016 (протокол № 16) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещениями об осуществлении закупок, документацией о закупках, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      • Извещения о проведении Конкурсов, закупочные документации (далее — Извещения, Документации) с номерами извещений 31806944812, 31806944797, 31806944849, 31806944872, 31806944868, 31806944820 размещены в ЕИС – 20.09.2018; извещения о проведении Конкурсов, закупочные документации (далее — Извещения, Документации) с номерами извещений 31806946760, 31806947124, 31806946145, 31806946455, 31806946158 размещены в ЕИС – 21.09.2018;

      • Дата окончания подачи заявок по Конкурсам с номерами извещений 31806944812, 31806944797, 31806944849, 31806944872, 31806944868, 31806944820 — 08.10.2018; дата окончания подачи заявок по Конкурсам с номерами извещений 31806946760, 31806947124, 31806946145, 31806946455, 31806946158 — 09.10.2018;

      • Дата рассмотрения заявок по Конкурсам с номерами извещений 31806944812, 31806944797, 31806944849, 31806944872, 31806944868, 31806944820 — 18.10.2018; дата рассмотрения заявок по Конкурсам с номерами извещений 31806946760, 31806947124, 31806946145, 31806946455, 31806946158 —19.10.2018;

      • Дата подведения итогов Конкурсов с номерами извещений 31806944812, 31806944797, 31806944849, 31806944872, 31806944868, 31806944820 23.10.2018; Дата подведения итогов Конкурсов с номерами извещений 31806946760, 31806947124, 31806946145, 31806946455, 31806946158 – 24.10.2018;

      • на участие в каждом Конкурсе подано по 4 заявки.

В ходе заседания 18.10.2018 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 19.10.2018.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурсов Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:

      • Заказчиком неправомерно установлено требование, согласно которому участник закупки должен являться производителем товара, включенным в реестр основных видов продукции, закупаемой Заказчиком (далее — Реестр ОВП);

      • Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в закупке, по критерию «опыт осуществления поставок», согласно которому Заказчиком при присвоении соответствующих баллов учитывается опыт выполнения работ исключительно по договорам с ПАО «Транснефть».

Представители Заказчика с доводами Жалоб не согласились и сообщили, что при проведении Конкурсов Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документациями.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводам Жалоб, Заказчиком неправомерно установлено требование, согласно которому участник закупки должен являться производителем товара, включенным в Реестр ОВП.

Часть 6 статьи 3 Закона о закупках регламентирует, что заказчик определяет требования к участникам закупки в соответствии с положением о закупке, при этом не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно Извещениям, предметами поставки является спецодежда для нужд Заказчика.

Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, согласно Извещениям, указаны в Документациях, специальные редакции нормативных документов, определяющих требования к продукции (товарам), включенной (включенным) в Перечень ОВП, доступны по адресу http://niitn.transneft.ru/about/activity/reestr_ovp/informaciya-o-vkluchenii-iskluchenii-v-reestr-ovp/ (раздел «Перечень нормативных документов вида ОТТ, определяющих требования к продукции, применяемой ПАО «Транснефть»).

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что Заказчиком до проведения закупочных процедур сформирован и функционирует Реестр основных видов продукции, закупаемой ПАО «Транснефть», размещенный в открытом доступе на сайте ООО «НИИ Транснефть», содержащий информацию о потребностях Заказчика по некоторым товарам, необходимых Заказчику для осуществления его деятельности, в том числе в отношении специальной одежды, предназначенной для индивидуальной защиты от вредных и опасных факторов для здоровья сотрудников Заказчика на рабочем месте, в связи с чем к закупаемой Заказчиком специальной одежде предъявляются повышенные требования в части защитных, гигиенических и эксплуатационных свойств.

В соответствии с разделом 2 «Инструкция для участников закупки» Документаций (далее - Инструкция) для участника закупки установлены требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика, указаны в столбцах «Наименование продукции», «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)» (или в соответствующих столбцах Формы 2.1 «Расчет цены договора (цены лота) при закупке товаров по единичным расценкам» и/или Формы 2.2 «Расчет попозиционных цен единичных расценок», предоставление которых требуется при закупке товаров в единичных расценках, если цена договора (цена лота) не подлежит изменению в ходе закупки.

Согласно столбцу 9 Формы 2.2 «Расчет попозиционных цен единичных расценок», вся поставляемая продукция по предметам закупок должна быть включена в Реестр ОВП.

Представители Заказчика на заседании комиссии сообщили, что в Документациях не установлено требование Заказчика о том, что участники закупок должны быть непосредственно производителями закупаемого товара, в связи с чем, участником Конкурсов может быть любое лицо, предлагающее к поставке продукцию, включенную в Реестр ОВП. При этом требование Заказчика обусловлено необходимостью определения, предлагаемого участниками закупок товара потребностям Заказчика с учетом соблюдения требований законодательства Российской Федерации и соответствующих нормативов в области безопасности и качества используемой спецодежды сотрудниками Заказчика деятельность которых связана с обеспечением бесперебойного функционирования нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, являющихся опасными производственными объектами.

Комиссия ФАС России, изучив представленные Заказчиком материалы, а также заявки участников Конкурсов, установила, что в составе заявок отсутствуют предложения от производителей соответствующей спецодежды, кроме того на участие в Конкурсах подано по 4 заявки участниками, не являющимися производителями соответствующих товаров из Реестра ОВП.

Вместе с тем, представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представили надлежащих доказательств, на основании которых Комиссии ФАС России представляется возможным однозначно сделать вывод об обоснованности довода Жалоб.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводам Жалоб, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в закупке, по критерию «опыт осуществления поставок», согласно которому Заказчиком при присвоении соответствующих баллов учитывается опыт выполнения работ исключительно по договорам с ПАО «Транснефть».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 3.3 Положения о закупке.

Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом 13 Инструкции для участника закупки, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке осуществляются в соответствии с критериями, установленными Порядком оценки, являющимся неотъемлемой частью документации о закупке.

Согласно пункту 1.4 порядка и критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, оценка квалификационно-технической части участников закупки проводится, в том числе, по критерию «Опыт осуществления поставок (Лист оценки № 2.1, D1)».

В соответствии с листом оценки № 2.1, для оценки и сопоставлении заявок, поданных на участие в закупке, Заказчиком установлены следующие подкритерии:

Оцениваемые подфакторы

Возможный уровень оценки и рекомендации для экспертов

1. Стаж осуществления поставок для ТЭК

от 0  до 10 баллов.  При отсутствии стажа - 0 баллов.

 + 1 балл. За каждый полный календарный год стажа поставок товаров для предприятий ТЭК, но не более 10 баллов.

2. Опыт осуществления поставок товаров

от 0 до 10 баллов.  При отсутствии опыта - 0 баллов.

 + 1 балл. За каждые полные 50 млн. руб. (1 млрд. руб. для труб большого диаметра) опыта осуществления поставок товаров, но не более 10 баллов.

3. Опыт выполнения работ по договорам с ПАО «Транснефть» и ОСТ

от 0 до 10 баллов.  При отсутствии опыта - 0 баллов

+ 1 балл. За каждые полные 50 млн. руб. (1 млрд. руб. для труб большого диаметра) опыта осуществления поставок товаров для ПАО «Транснефть» и ОСТ, но не более 10 баллов.

При этом сведения для оценки подфакторов №№ 1, 2, 3 указаны в форме «Опыт осуществления поставок» (форма 7), определенной Инструкцией для участника закупки, согласно которой участником закупки предоставляются следующие сведения об опыте осуществления поставок:

  • Общий объем завершенных поставок за текущий год и за 3 предшествующих ему календарных года, в денежном выражении (руб.) (всех видов и наименований МТР);

  • Общий объем завершенных поставок для ПАО «Транснефть» и ОСТ (за 3 года и текущий год), в денежном выражении (руб.) (всех видов и наименований МТР);

  • Опыт поставок для предприятий нефтегазовой отрасли, ТЭК (в целом за время деятельности участника закупки) в годах (всех видов и наименований МТР).

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили материалы и пояснили, что при оценке и сопоставлении заявок, поданных на участие в Конкурсах, Заказчиком при присвоении соответствующих баллов учитывается опыт выполнения работ не только по договорам с ПАО «Транснефть» и организаций системы «Транснефть» но и иные договоры, в соответствии с подпунктами 1 и 2 листа оценки № 2.1 и формы 7 к Инструкции для участника закупки.

Вместе с тем, представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представили доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалоб.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что подпункты 2, 3 листа оценки № 2.1 содержат ссылку «1 млрд. руб. для труб большого диаметра». При этом согласно пункту 2 Извещения об осуществлении закупки предметом закупки является поставка спецодежды.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что вышеназванная ссылка на трубы большого диаметра является технической ошибкой, в связи с чем при оценке и сопоставлении заявок, поданных на участие в Конкурсах, данное уточнение Заказчиком не будет применяться.

Таким образом, указанные действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.3 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

При этом предметом обжалования являются, согласно Жалобам Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся, в неправомерном осуществлении и проведении Заказчиком закупок с нарушением требований Закона о закупках, что является основанием обращения в ФАС России, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

3. В соответствии с пунктами 9.1.9 — 9.1.12 Инструкций для участника установлены, в том числе, следующие требования к участникам закупки об:

1) отсутствии договоров, расторгнутых в течение 2-х лет с ПАО «Транснефть» или организацией системы «Транснефть»;

2) отсутствии в течение 2-х лет не предусмотренного договором письменного отказа со стороны участника закупки от исполнения обязательств по договору, заключенному с ПАО «Транснефть» или организацией системы «Транснефть»;

3) отсутствии у участника закупки перед ПАО «Транснефть» либо организацией системы «Транснефть» неисполненных просроченных более 30 дней договорных обязательств;

4) отсутствии вступивших в законную силу неисполненных судебных решений об удовлетворении исковых требований, по которым участник закупки выступал ответчиком перед ПАО «Транснефть» либо организацией системы «Транснефть».

Вместе с тем, Комиссия ФАС России, изучив требования Документаций, пришла к выводу, что указанные требования к участникам закупок являются излишними, поскольку соответствие участника закупки вышеназванным требованиям не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупок.

Кроме того, указанные требования не могут быть применены в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющий соответствующие факты ненадлежащего исполнения обязательств по договорам, заключаемым с иным хозяйствующим субъектом (например ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», ПАО «Ростелеком» и др.), может быть допущен к участию в закупке, в то время, как участник, имеющий соответствующие факты ненадлежащего исполнения обязательств по договорам, заключаемым с Заказчиком, подлежит отклонению.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документаций, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.3 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. В соответствии с пунктом 25 Извещений об осуществлении закупки, Заказчик вправе осуществить проверку всех участников закупки, с выездом в места их базирования, на предмет организационной и профессионально-технической готовности с оформлением соответствующих актов проверки до момента выбора победителя закупки.

Вместе с тем, возможность участия в Конкурсах с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурсов.

Кроме того, в Положении о закупке и Документациях не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Конкурсов в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.

Вместе с тем, препятствование участников осуществлению выездной проверки является основанием для отклонения заявок участников Конкурсов. При этом, законодательством не установлена обязанность участника Конкурсов допускать представителей Заказчика на территорию своей организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документаций, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.3 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

5. В соответствии с пунктом 15.6 Инструкций для участника закупки, победитель закупки обязан не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки, предоставить в адрес организатора закупки сведения в отношении всей цепочки  собственников участника закупки, включая бенефициаров (в том числе, конечных владельцев – физических лиц), а также о лицах, входящих в его органы по форме 10 «Форма представления сведений о цепочке собственников, включая конечных, (в том числе бенефициаров), а также о лицах, входящих в органы участника закупки».

При этом, в случае если участниками Конкурсов, с которым принято решение заключить договора, или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

Кроме того, представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документаций, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.3 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

6. Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно разделу 2 Инструкции для участника закупки требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям заказчика, указаны в столбцах «Наименование продукции», «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)» (или в соответствующих столбцах Формы 2.1 «Расчет цены договора (цены лота) при закупке товаров по единичным расценкам» и/или Формы 2.2 «Расчет попозиционных цен единичных расценок», предоставление которых требуется при закупке товаров в единичных расценках, если цена договора (цена лота) не подлежит изменению в ходе закупки. Форма 2 «Расчет цены договора (цены лота)» является неотъемлемой частью документации о закупке, представлена в электронном виде в формате разработки MS Excel и приложена отдельным файлом в комплекте документов документации о закупке.

Исходя из приложений к Инструкциям для участника закупок (Форма 2.2) следует, что Заказчиком установлено требование о соответствии товаров, требуемых к поставке, требованиям ОТТ-13.340.10-КТН-046-17.

При этом, в соответствии с пунктом 25 Извещений о проведении закупок специальные редакции нормативных документов, определяющих требования к продукции (товарам), включенной (включенным) в Перечень ОВП, расположены по адресу: http://niitn.transneft.ru/about/activity/reestr_ovp/informaciya-o-vkluchenii-iskluchenii-v-reestr-ovp/ .

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что при переходе по вышеуказанной ссылке появляется возможность открыть подраздел «Перечень нормативных документов вида ОТТ, определяющих требования к продукции, применяемой ПАО «Транснефть». При переходе по данной гиперссылке открывается файл с перечнем применяемых ОТТ, среди которых имеется, в том числе и ОТТ-13.340.10-КТН-046-17. При нажатии на соответствующий номер ОТТ открывается полный текст ОТТ, содержащий технические и функциональные характеристики товара.

Таким образом, согласно требованиям Документаций, по каждой позиции товара Заказчиком установлены соответствующие технические условия без установления в Документациях технических и функциональных характеристик поставляемого товара в соответствии с требованиями пункта 3 части 9, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, приходит к выводу, что Заказчиком в Документациях не установлены конкретные технические и функциональные характеристики товара.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Технических заданиях Документаций технические и функциональные характеристики закупаемых Заказчиком товаров, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурсов, поскольку документ ОТТ-13.340.10-КТН-046-17, содержащий технические и функциональные характеристики закупаемых Заказчиком товаров, размещен в сети «Интернет» в свободном доступе, что позволяет участникам закупок определить соответствующие характеристики товаров в соответствии с потребностями Заказчика.

7. Согласно пункту 1.4 порядка и критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, оценка квалификационно-технической части участников закупки проводится, в том числе, по критерию «Надежность и репутация участников закупки (Лист оценки № 2.6, D6)».

В соответствии с листом оценки № 2.6, для оценки и сопоставлении заявок, поданных на участие в закупке, Заказчиком установлены следующие подкритерии:

  • Наличие неудовлетворенных претензионных требований от  ПАО «Транснефть» и ОСТ;

  • Объем неудовлетворенных претензионных требований. Отношение стоимости поставок/работ с ПАО «Транснефть» и ОСТ (среднеариф. знач. за последние 3 отчетных периода, в рублях) к сумме неудовлетворенных претензионных требований (в рублях). При оценке проводимой экспертной комиссией ОСТ: Объем неудовлетворенных претензионных требований. Отношение стоимости поставок/работ с ОСТ – организатором закупки (среднеариф. знач. за последние 3 отчетных периода, в рублях) к сумме неудовлетворенных претензионных требований (в рублях);

  • Наличие вступивших в законную силу неисполненных судебных решений об удовлетворении (в полном объеме, частично) исковых требований (имущественного или неимущественного характера), по которым участник закупки выступал ответчиком перед  ПАО «Транснефть» либо ОСТ.

За наличие у участника соответствующих неудовлетворенных претензионных требований из общего количества присвоенных баллов вычитается определенное листом оценки № 2.6 количество баллов.

Вместе с тем, указанный порядок оценки не может быть применен в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющий соответствующие неудовлетворенные претензионные требования с иным хозяйствующим субъектом (например, ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», ПАО «Ростелеком» и др.), будет оценен без применения вышеуказанной таблицы, что не позволяет Заказчику выявить лучшее предложение среди участников закупки.

Таким образом, в нарушение пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документациях не установлены надлежащим образом критерии оценки и порядок оценки.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Конкурсов. Указанные действия нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

 

      • Признать жалобы ООО «Магна» (ИНН: 7730585309, ОГРН: 1087746749793) б/д б/н, направленные письмом Московского УФАС России от 15.10.2018 № ИГ/49232/18, на действия (бездействие) заказчика ПАО «Транснефть» (ИНН: 7706061801, ОГРН: 1027700049486) при проведении конкурсов в электронной форме на право заключения договоров на поставку спецодежды (извещения 31806944812, 31806944797, 31806946760, 31806947124, 31806946145, 31806946455, 31806946158, 31806944849, 31806944872, 31806944868, 31806944820) необоснованными.

      • Признать ПАО «Транснефть» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 3 части 9, пункты 1, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать ПАО «Транснефть» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 19.10.2018 № 223ФЗ-783/18.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 19.10.2018 № 223ФЗ-783/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

ПАО "Транснефть"
ИНН 7706061801, ОГРН 1027700049486
ООО "Магна"
ИНН 7730585309, ОГРН 1087746749793