Решение №17/90749/16 Решение № 223ФЗ-802/16 от 27 декабря 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-802/16

по результатам рассмотрения жалобы АО «Российские космические системы» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

22.12.2016 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу АО «Российские космические системы» от 06.12.2016 № И-У43/835 на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении закрытого запроса предложений в бумажной форме на право заключения договора на выполнение составной части опытно-конструкторской работы (далее - СЧ ОКР) на тему «Создание приемной станции космической связи» в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба АО «Российские космические системы» (далее - Заявитель) от 06.12.2016 № И-У43/835 (вх. 184992/16 от 14.12.2016) на действия (бездействие) <...> (далее - Заказчик) при проведении закрытого запроса предложений в бумажной форме на право заключения договора на выполнение СЧ ОКР на тему «Создание приемной станции космической связи» (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», утвержденным наблюдательным советом государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» от 01.12.2015 № 3/2015 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе ( далее – ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно части 16 статьи 4 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе определить перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

В соответствии с перечнем товаров, работ, услуг в сфере космической деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2015 № 1247-р, информация о Запросе предложений не подлежит публикации в ЕИС.

Из Жалобы следует, что при проведении запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

  • Заказчиком принято неправомерно проведена оценка квалификации участников по опыту и по соответствию техническому заданию;

  • Заказчиком в протоколе оценки и сопоставления не указаны сведения об объеме, цене закупаемой продукции и сроке исполнения договора.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке, Документацией.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 12.9.4 Положения о закупке Документация содержит, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений.

При сопоставлении заявок участников Запроса предложений оцениваются: «Цена договора», «Наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема», «Качество технического предложения участника» (Приложение № 2 к информационной карте Документации).

Согласно пункту 4.15.1 Документации в рамках оценки и сопоставления заявок закупочная комиссия осуществляет выявление среди участников закупки, прошедших отборочную стадию, победителя закупки на основании установленных в Документации критериев и порядка оценки заявок. В ходе оценки и сопоставления заявок закупочная комиссия осуществляет ранжирование заявок по степени предпочтительности представленных предложений.

Согласно пункту 2.1 приложения № 2 к информационной карте Документации установлен порядок оценки по подкритерию «Наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема», в соответствии с которым 100 баллов присваивается участнику закупки, в заявке которого содержится наибольшее количество представленных копий подтверждающих документов. Остальные участники получают баллы относительно участника закупки. Представившего наибольшее количество представленных копий подтверждающих документов.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу. Что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнение контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленными участниками закупки сведений по указанному критерию.

Таким образом, Заказчиком не установлен надлежащим образом порядок и критерий оценки заявок участников закупки, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • В соответствии с пунктом 4.15.9 Документации, при проведении оценки и сопоставления заявок закупочной комиссией оформляется соответствующий протокол, который должен содержать в том числе сведения об объеме и цене закупаемой продукции, сроке исполнения договора.

Кроме того, согласно пункту 15.9.4 Положения о закупках протокол составленный в ходе оценки и сопоставления заявок должен содержать аналогичные сведения.

Вместе с тем, в соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений от 28.11.2016 № ЗП259/3 указан предмет Запроса предложений, начальная (максимальная) цена договора и срок исполнения договора.

При этом Заявителем на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств установления не надлежащим образом указанных сведений в протоколе оценки и сопоставления заявок.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в протоколе оценки и сопоставления не указаны сведения об объеме, цене закупаемой продукции и сроке исполнения договора, не нашел своего подтверждения.

3. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 2.2 Положения о закупке.

Пунктом 12.1 Документации установлено, что создание СЧ ОКР (шифр «СКС-ПРМ-АМ»), их отладка и испытания должны осуществляться в соответствии с Положением РК-98-КТ (Положением РК-11-КТ), технического задания на НКПОР-АМ и настоящим техническим заданием.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России, представитель Заявителя сообщил, что работы по НКПОР-АМ были ранее выполнены Заявителем. Также представитель Заявителя сообщил, что участники Запроса предложений не имели возможности ознакомиться с техническим заданием на НКПОР-АМ, поскольку данное техническое задание находилось только у Заказчика и Заявителя.

Таким образом, Заказчик в Документации установлены ненадлежащим образом требования к выполнению работ по предмету закупки, влекущие за собой риски невыполнения обязательств по договору.

Учитывая изложенное, установление указанного требования противоречит пункту 2.2 Положения о закупке, пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

    •  

1. Признать жалобу АО «Российские космические системы» от 06.12.2016 № И-У43/835 (вх. 184992/16 от 14.12.2016) <...> (далее - Заказчик) при проведении закрытого запроса предложений в бумажной форме на право заключения договора на выполнение СЧ ОКР на тему «Создание приемной станции космической связи» обоснованной в части неправомерного проведения оценки квалификации участников по опыту и по соответствию техническому заданию.

2. Признать <...> нарушившим пункты 9,12,13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 22.12.2016 № 223ФЗ-802/16 не выдавать, поскольку по результатам закупки заключен договор.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказ ФАС России материалы дела от 22.12.2016 № 223ФЗ-802/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны