Решение №2017-71497 Решение № 223ФЗ-627/17 от 6 июля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 223 ФЗ-627/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Ротекс» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

05.07.2017 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО «Ротекс» от 27.06.2017 № 1/2 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром» (ООО «Новоуренгойский газохим. комплекс», ООО «Газпром добыча Ямбург», АО «Газпром центрэнергогаз») (извещение № 31705108543) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

 

ФАС России поступила жалоба ООО «Ротекс» (далее — Заявитель) от 27.06.2017 № 1/2 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание клининговых услуг для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром» (ООО «Новоуренгойский газохим. комплекс», ООО «Газпром добыча Ямбург», АО «Газпром центрэнергогаз») (извещение №31705108543) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

12.05.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении  Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

дата и время окончания подачи заявок — 22.05.2017;

дата рассмотрения заявок — 16.06.2017;

дата подведения итогов — 16.06.2017 ;

На участие в закупке подано 7 заявок, допущено 7 заявок.

Как следует из Жалобы, Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно, в Документации неправомерно установлен порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений по критериям «Записка по организации оказания услуг», «Записка по технологии оказания услуг».

Также по мнению Заявителя протокол № 1/0001/17/2.1/0022127/ПАО Газпром/ЗП/ГОС/Э/13.05.2017 заседания комиссии ПАО «Газпром» по подведению итогов открытого Запроса предложений от 22.06.17 не содержит информации в части критериев оценки и порядка начисления баллов заявкам участников по данным критериям.

Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии в устной форме огласил дополнительный довод к жалобе, согласно которому единой комиссией Заказчика ненадлежаще применен порядок оценки в части обжалуемых подкритериев.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства о закупках, Положения о закупке.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Из Жалобы следует, что Заказчиком в Документации неправомерно установлен порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений по подкритериям «Записка по организации оказания услуг», «Записка по технологии оказания услуг», поскольку указанные подкритерии являются избыточными.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип установлен в пункте 1.1.3 Положения о закупке.

1.1. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Аналогичное требование установлено в пункте 7.4.3 Положения о закупке.

Согласно пункту 3.6 Документации Заказчиком установлен перечень документов, подтверждающих квалификацию участника, в том числе техническое предложение.

В соответствии с пунктом 4.1.26 Информационной карты Документации участник в составе заявки должен представить, в том числе техническое предложение.

Пунктом 3.3 Документации установлено, что техническое предложение является неотъемлемой частью письма о подаче заявки на участие в Запросе предложений. Техническое предложение должно быть подготовлено в полном соответствии с условиями Документации и в соответствии с формой, установленной в настоящей Документации о запросе предложений - Техническое предложение (Форма 1.2). При подготовке Формы 1.2 необходимо учитывать пояснения и комментарии к данной форме.

Согласно пояснениям и комментариям к Форме 1.2 Документации участник Запроса предложений должен представить в составе своей заявки на описание предлагаемых принципов и методов оказания услуг, а также описание предлагаемой технологии оказания услуг и системы управления качеством, в том числе в виде Записки по технологии оказания услуг, Записка по организации оказания услуг.

В соответствии с Приложением № 3 Документации установлен порядок оценки заявок участников, по следующим критериям: квалификация участника, коммерческое предложение, техническое предложение.

На заседании Комиссии установлено, что Критерий техническое предложение, оценивается по следующим подкритериям: «Записки по технологии оказания услуг», «Записка по организации оказания услуг», «Объем работ, выполняемый собственными силами», «Записка по управлению рисками», «Записка по управлению системой качества».

В рамках подкритериев «Записки по технологии оказания услуг», «Записка по организации оказания услуг» установлен следующий порядок оценки заявок участников закупки:

«Записка по технологии оказания услуг. 

Весомость подкритерия: 0,3 

Предмет: Состав представленной записки по технологии оказания услуг  Наличие в описании участника технологии оказания услуг:

 - наличие детального описания мероприятий (план мероприятия, детальный график оказания услуг с датами/сроками, приоритет или последовательность выполнения действий) – 4 балла;

  • наличие специального оснащения (какие ресурсы необходимо задействовать, тип ресурса,  дата/срок его привлечения, ответственный за привлечение ресурсов)  – 4 балла;

  • наличие описания задач, решаемых при оказании услуг– 2 балла;

Общее количество баллов – 10.

Записка по организации оказания услуг.

Весомость подкритерия: 0,3

Предмет: Состав представленной записки по организации оказания услуг.

Наличие в описании участника организации оказания услуг:

  • наличие описания организационной схемы (структуры) управления оказанием услуг– 3 балла;

  • наличие описания стандартов оказания услуг– 2 балла;

  • наличие описания подходов к организации материально-технического и информационно-технического обеспечения–  2 балла;

  • наличие описания схемы управления  оказанием услуг с указанием средств связи, средств автоматизированной обработки информации– 2 балла;

  • наличие схемы взаимодействия с субподрядчиками - 1 балл.

    Общее количество баллов – 10.

На заседание Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанные подкритерии не противоречат Положениям о закупке и Закону о закупке.

Вместе с тем, на заседание Комиссии ФАС России представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников путем оценки заявки участников Запроса предложений по подкритериям «Записка по организации оказания услуг», «Записка по технологии оказания услуг».

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

    • Также по мнению Заявителя протокол № 1/0001/17/2.1/0022127/ ПАО Газпром/ЗП/ГОС/Э/13.05.2017 заседания комиссии ПАО «Газпром» по подведению итогов открытого Запроса предложений от 22.06.17 (далее — Протокол) не содержит подробной информации в части критериев оценки и порядка начисления баллов заявкам участников по данным критериям.

В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются Заказчиком в ЕИС не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Согласно пункту 9.9.2. Положения о закупке решение комиссии по подведению итогов Запроса предложений оформляется протоколом, в котором помимо общих сведений о закупке (наименования предмета и способа закупки, Организатора, Заказчика, номера и даты извещения о проведении закупки) должны содержаться следующие сведения: о месте, дате, времени проведения процедуры вскрытия заявок на участие в Запросе предложений, об участниках, представивших заявки на участие в Запросе предложений на процедуру вскрытия заявок на участие в Запросе предложений; о принятом решении; в случае принятия решения об определении лучшей заявки, указываются наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (для физического лица), адрес места нахождения и цена предложения участника, представившего заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей.

Вместе с тем, Законом о закупке не предусмотрено требование об обязательном указании в протоколе подведения итогов Запроса предложений порядка начисления баллов заявкам участников закупки.

При этом протокол содержит информацию, предусмотренную Положением о закупке.

Кроме того, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России указал на то, что не ясно каким образом присвоены баллы в отношении его заявки.

Вместе с тем, представитель Заявителя не смог пояснить в какой именно части неясен порядок оценки его заявки.

Учитывая изложенное, довод Заявителя о том, что Протокол не содержит подробной информации в части критериев оценки и порядка начисления баллов заявкам участников, а также в отношении оценки заявки Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, при рассмотрение Жалобы по существу Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

2. Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

В соответствии с пунктом 1.6.7 Положения о закупке протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются Заказчиком (Организатором) в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Согласно информации в ЕИС Протокол подведения итогов размещен 23.06.2017 .

При этом согласно информации в Протоколе заседание Комиссии состоялось 16.06.2017.

Вместе с тем, представители Заказчика на заседание Комиссии ФАС России не представили информации об установлении в положении Документации порядка и сроках подписания Протокола.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 1.6.7 Положения о закупке и нарушают часть 12 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Пунктом 1.4.4 Документации установлено, что   комиссия по подведению итогов вправе отклонить заявки на участие в Запросе предложений в случае их несоответствия требованиям, установленным настоящей документацией о запросе предложений, в соответствии с перечнем допустимых оснований для их отклонения на основании Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений».

3.1 Пунктом 2.9.6 Документации установлено, что Заказчик (Организатор) вправе запросить участников о предоставлении разъяснений положений поданных ими заявок.

Вместе с тем, наделение Заказчика (Организатора) закупки правом запрашивать сведения либо документы, подтверждающие сведения, представленные участником, содержит риски необъективного рассмотрения заявок и может применяться не в равной степени к участникам закупки, что в конечном счете может повлечь ограничение количества участников закупки.

3.2. Пунктом 3.6.8 Документации установлено, что участнику закупки необходимо представить в составе заявки порядок привлечения субподрядчиков/соисполнителей по установленной в Документации форме 6 «Порядок привлечения субподрядчиков/соисполнителей Участника». В данной форме должны быть указаны все субподрядные организации, привлекаемые к выполнению работ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.1.32 «Информационной карты» Документации участнику в составе заявке необходимо представить перечень документов на субподрядчиков/соисполнителей, установленный пунктом 3.8 Документации.

Также пунктом 2.11.4 Документации предусмотрено, что Заказчик (Организатор) оставляет за собой право на основании решения Комиссии Заказчика рекомендовать участнику с лучшей заявкой того или иного субподрядчика, в том числе из числа участников.

В соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки.

Установление требования о необходимости предоставления в составе заявки на момент подачи такой заявки сведений о субподрядчиках/ соисполнителях, а также документов от субподрядчиков/соисполнителей, выполняющих важные компоненты работ или работы, составляющих более 10 процентов объема работ, ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора.

Кроме того, установление данных положений Документации является вмешательством в хозяйственную деятельность участника.

    • В соответствии с пунктом 11 Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации основанием для отклонения заявки участника закупки, также является непредставление одного, или нескольких документов в соответствии в том числе с пунктом 4.1.29 Информационной карты Документации.

Согласно пункту 4.1.29 Информационной карты Документации участник в подтверждение установленным квалификационным требованиям должен представить документы в соответствии с пунктом 3.6 Документации.

Пунктом 3.6.12 Документации предусмотрено, что участник закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений должен представить справку из налогового органа об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, срок уплаты по которым наступил в соответствии с действующим налоговым законодательством (просроченная задолженность).

Вместе с тем, требование о предоставлении в составе заявки оригинала справки из налогового органа накладывает на участника закупки дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговый орган, а также указанная справка не является подтверждением ненадлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

    • В соответствии с пунктом 4 Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации установлено, что основанием для отклонения заявки участника закупки, также является непредставление заполненной таблицы сведений о цепочке собственников, за исключением случаев, когда закупка проводится в рамках сделки административно-хозяйственного назначения.  Не раскрытие/ неполное раскрытие сведений о цепочке собственников. - непредставление   документов, подтверждающих сведения, указанные в таблице.

Пунктом 11 Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации основанием для отклонения заявки участника закупки, также является непредставление одного, или нескольких документов в соответствии, в том числе с пунктом 4.1.29 Информационной карты Документации.

Согласно пункту 4.1.29 Информационной карты Документации участник в подтверждение установленным квалификационным требованиям должен представить документы в соответствии с пунктом 3.6 Документации.

Пунктом 3.6.3 Документации предусмотрено, что участник закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений должен представить информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) (Форма 2.1), с приложением подтверждающих документов.

Вместе с тем, представление информации о цепочке собственников участника не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Установление Заказчиком в составе Документации вышеуказанных требований к участникам Запроса предложений противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

 

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Ротекс» и от 27.06.2017 № 1/2 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора оказание клининговых услуг для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром»
(ООО «Новоуренгойский газохим. комплекс», ООО «Газпром добыча Ямбург», АО «Газпром центрэнергогаз») (извещение №31705108543) не
обоснованной.

      • Признать ПАО «Газпром» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • ПАО «Газпром» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.

         

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 05.07.2017 № 223ФЗ-627/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

         

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны