Решение №17/13648/19 Решение № 223ФЗ-181/19 от 25 февраля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-181/19
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Центр развития гидроабразивных технологий» на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
18.02.2019 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...>
<...>
рассмотрев жалобу ООО «Центр развития гидроабразивных технологий» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Смоленский авиационный завод» при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку гранатового песка (извещение № 31907473198) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Центр развития гидроабразивных технологий» (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Смоленский авиационный завод» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку гранатового песка (извещение № 31907473198) (далее – Жалоба, Запрос котировок).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или конкурсной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках общества, утвержденным Советом Директоров АО «СмАЗ» (протокол от 08.06.2016 № 1) (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
-
-
-
Извещение о проведении запроса котировок, приложения к извещению (далее — Извещение) размещены в ЕИС – 31.01.2019;
-
Начальная (максимальная) цена договора — 9 359 100 рублей;
-
-
-
-
-
Дата окончания подачи заявок — 11.02.2019;
-
Дата проведения Запроса котировок — 13.02.2019;
-
На участие в Запросе котировок подано 2 заявки, соответствующие требованиям приложения к извещению.
-
-
В целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы, в заседании Комиссии ФАС России объявлен перерыв до 18.02.2019.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, в связи с тем, что Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку техническим заданием приложения к извещению установлено место происхождения товаров, а именно: Австралия.
Представители Заказчика в письменных пояснениях с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку Техническим заданием приложения к извещению установлено место происхождения товаров, а именно: Австралия.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 2 статьи 1 Положения о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки.
В соответствии с требованиями технического задания (Приложение № 1 к извещению) Заказчиком установлено положение, согласно которому в ходе исполнения договора необходимо поставить следующий товар: «Гранатовый песок 80 mesh – место происхождения Австралия)».
Согласно письменным пояснениям Заказчика, установление указанного требования связано с потребностью Заказчика, поскольку при использовании песка производства Австралии не увеличивается износ расходных материалов и запасных частей. При закупке песка иной страны производителя Заказчик вынужден проводить испытания с целью установления совместимости имеющихся у Заказчика материалов и рабочего оборудования, что требует дополнительных временных затрат и, как следствие, может привести к остановке производства и срыву выполнения государственного оборонного заказа.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит, что указанное требование не противоречит Закону о закупках.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.
Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
При этом предметом обжалования являются, согласно Жалобе Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении требования о стране происхождения товара к участникам Закупки, что является основанием обращения в ФАС России, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.
На основании изложенного, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.
2. Согласно пункту «6» раздела «Требования к предоставляемой документации и оформлению заявки на закупку» Приложения к Извещению установлено обязательное требование к участникам Запроса котировок: «Участник закупки должен обладать профессиональной компетентностью, надежностью, опытом и репутацией добросовестного поставщика, в том числе: предмет закупок должен соответствовать задекларированному виду экономической деятельности».
В соответствии с требованиями Документации к составу заявки на участие в закупке, участникам закупки необходимо представить, в том числе:
- справка о материально-технических и кадровых ресурсах;
- справка о перечне и объемах выполненных договоров по поставкам аналогичной продукции за последние три года;
- отзывы от организаций (не менее 3-х) о выполнении поставок аналогичной продукции.
Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанных в приложении к Извещению производственных мощностей и квалифицированного персонала, а также подтверждающих документов не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такие производственные мощности и квалифицированный персонал могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в закупке.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения приложения к Извещению, могут повлечь ограничение количества участников закупки, что противоречит пункту 2 статьи 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает положения пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена часть 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результат проведения Запроса котировок, поскольку по указанному основанию заявки участников не отклонялись.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией ФАС России установлены иные, не являющиеся предметом обжалования, нарушения Закона о закупках, в связи с чем Комиссия ФАС России принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Центр развития гидроабразивных технологий» (ИНН: 4501160958, ОГРН: 1104501004420) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика АО «Смоленский авиационный завод» (ИНН: 7712040126, ОГРН: 1027700092661) при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку гранатового песка (извещение № 31907473198) необоснованной.
2. Признать АО «Смоленский авиационный завод» нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
-
-
Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат проведения Запроса котировок.
-
-
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 18.02.2019 № 223ФЗ-181/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.