Решение №08/23961/17 Решение по делу 3-5-11/00-08-17 Джонсон и Джонсон Мотилиум от 11 апреля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 3-5-11/00-08-17

29 марта 2017 г.                                                                                г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

рассмотрев материалы о распространении рекламы лекарственного препарата «Мотилиум» на телеканалах «Первый канал», «5 канал», «Рен-ТВ», «ТВ-Центр-Москва» в апреле-мае 2016 года,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «Джонсон & Джонсон» (юридический адрес: ул.Крылатская, д.17, корп.2, г. Москва, 121614, ОГРН 1027725022940; ИНН/КПП 7725216105/773101001, дата регистрации 23.12.2002) <...> (доверенность № 3276 от 12.05.2016),

УСТАНОВИЛА:

Реклама лекарственного препарата «Мотилиум» распространялась на телеканалах «Первый канал», «5 канал», «Рен-ТВ», «ТВ-Центр-Москва» в апреле-мае 2016 года.

В рекламном ролике сообщается: «Запусти дачный сезон. Частые пикники и шашлыки могут нарушить пищеварение».

Далее в рекламе демонстрируется препарат «Мотилиум», надпись «в 50 раз быстрее*» и сноска, выполненная мелким шрифтом на 1/83 площади кадра и демонстриуемая в течение 3 секунд: «*По сравнению с Мотилиум, таблетками, покрытыми пленочной оболочкой».

Данный видеоряд сопровождается аудиосообщением: «Таблетки Мотилиум растворяются в 50 раз быстрее и помогают желудку».

Завершается рекламный ролик показом упаковки препарата «Мотилиум», сообщением: «Мотилиум, запусти пищеварение»», приведенным в форме текста, а также озвученным диктором, и надписью, выполненной мелким шрифтом на 1/60 площади кадра и размещенной в нижней части экрана: «Воздействует на мускулатуру желудка, ускоряет пищеварение».

В соответствии с регистрационным удостоверением П № 011655/01 от 04.08.2010 «Мотилиум» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.

Использованное в рекламе утверждение в отношении лекарственного препарата «Мотилиум» о том, что таблетки «растворяются в 50 раз быстрее*» указывает на превосходство данного лекарственного препарата в сравнении с иными препаратами, предназначенные для улучшения пищеварения.

Вместе с тем в тексте сноски указывается, что таблетки Мотилиум всасываются в 50 раз быстрее только по сравнению с таблетками Мотилиум, покрытыми пленочной оболочкой.

Однако форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст данной сноски, обосновывающей утверждение «растворяются в 50 раз быстрее», ввиду мелкого шрифта, краткого времени показа и сделанных на кадре в рекламном ролике акцентах (а именно: на фразах «в 50 раз быстрее», «Мотилиум», предупредительной надписи).

Формальное присутствие в рекламе данной информации не позволяет потребителю воспринимать поясняющие рекламное утверждение сведения и не может рассматриваться как их наличие, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

Вместе с тем данная информация является существенной для раскрытия смысла утверждения «растворяются в 50 раз быстрее», однако форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил такую существенную информацию.

Соотвественно, информация о том, что таблетки «Мотилиум» сравниваются с таблетками Мотилиум, покрытыми пленочной оболочкой в рассматриваемой рекламе, не доводится до потребителя ненадлежащим образом, поскольку лишь формально приводится в рекламе в форме, не позволяющей потребителям ее воспринимать, и фактически в рекламе отсутствует.

В этой связи реклама таблеток «Мотилиум» дает основание полагать, что таблетки «Мотилиум» сравниваются с препаратами аналогичного действия других производителей.

Таким образом, реклама таблеток «Мотилиум» с утчерждением «растворяются в 50 раз быстрее» содержит некорректное сравнение таблеток «Мотилиум» с препаратами аналогичного действия других производителей по быстроте растворения таблеток и вводит потребителей в заблуждение, поскольку создает не соответствующее действительности представление о преимуществах препарата «Мотилиум» перед находящимися в обороте препаратами других изготовителей.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуется другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

С учетом изложенного, в рекламе лекарственного препарата «Мотилиум», распространявшейся в апреле — мае 2016 года в эфире телеканалов «Первый канал», «5 канал», «Рен-ТВ», «ТВ-Центр-Москва», усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 2, 3, 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Джонсон & Джонсон» (юридический адрес: ул.Крылатская, д.17, корп.2, г. Москва, 121614, ОГРН 1027725022940; ИНН/КПП 7725216105/773101001, дата регистрации 23.12.2002).

На основании пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу лекарственного препарата «Мотилиум», распространявшуюся в апреле — мае 2016 года в эфире телеканалов «Первый канал», «5 канал», «Рен-ТВ», «ТВ-Центр-Москва», поскольку содержит некорректное сравнение препарата «Мотилиум с препаратами аналогичного действия других изготовителей относительно скорости растворения таблеток.

2Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу лекарственного препарата «Мотилиум», распространявшуюся в апреле — мае 2016 года в эфире телеканалов «Первый канал», «5 канал», «Рен-ТВ», «ТВ-Центр-Москва», поскольку содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах препарата «Мотилиум» перед находящимися в обороте препаратами аналогичного действия других изготовителей относительно скорости растворения таблеток.

3. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» рекламу лекарственного препарата «Мотилиум», распространявшуюся в апреле — мае 2016 года в эфире телеканалов «Первый канал», «5 канал», «Рен-ТВ», «ТВ-Центр-Москва», поскольку в рекламе отсутствует существенная информация, обосновывающая рекламное утверждение «растворяются в 50 раз быстрее» в отношении таблеток «Мотилиум».

4. Выдать ООО «Джонсон & Джонсон» (юридический адрес: ул.Крылатская, д.17, корп.2, г. Москва, 121614, ОГРН 1027725022940; ИНН/КПП 7725216105/773101001, дата регистрации 23.12.2002) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Джонсон & Джонсон».

Решение изготовлено в полном объеме 07 апреля 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны