Решение №08/3812/17 Решение по делу 3-27-47/00-08-16 от 17.01.17 РФПЛ реклама б... от 25 января 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-27-47/00-08-16

17 января 2017 г.                                                                              г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

рассмотрев материалы о распространении рекламы букмекерской конторы «Олимп» на стадионе «Локомотив»,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства рекламе:

рекламораспространителя- Некоммерческое партнерство «Российская футбольная Премьер-Лига» (юридический адрес: Лужнецкая наб., д. 8, стр.1, г. Москва, 119270; ОГРН 1037739291127, ИНН 7704233830, КПП 770401001; дата регистрации: 29.01.2003) не явился, уведомлен надлежащим образом,

заинтересованных лиц:

ЗАО «Футбольный клуб «Локомотив» (юридический адрес: ул. Большая Черкизовская, д. 125, корп.1, г. Москва, 107553; ОГРН 1037718045034, ИНН 7718200111, КПП 771801001; дата регистрации: 01.10.2003) не явился, уведомлен надлежащим образом,

ООО «Финресурс» (юридический адрес: ул. Матросская тишина, д. 23, стр. 2, г. Москва, 107076, ОГРН 1097746550835 ИНН 7718776177, КПП 771801001; дата регистрации: 18.09.2009) — <...> (доверенность б/н от 09.01.2017),

Общероссийская общественная организация «Российский футбольный союз» - не явился, уведомлен надлежащим образом,

рекламодателя - ООО «БК «ОЛИМП» (юридический адрес: ул. Антонова-Овсеенко, д. 15, стр. 1, 123317; ОГРН 1127747004648; ИНН 7726705980; КПП 774901001; дата регистрации 02.10.2012) не явился, уведомлен надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение гражданина с сообщением о распространении рекламы букмекерской конторы «Олимп» на стадионе «Локомотив» в Москве во время футбольного матча РФПЛ Суперкубка России между футбольными клубами «Зенит» Санкт-Петербург и «ЦСКА» Москва.

Реклама букмекерской конторы «Олимп» распространялась во время футбольного матча РФПЛ Суперкубка России между футбольными клубами «Зенит» Санкт-Петербург и «ЦСКА» Москва, который проходил на стадионе «Локомотив» в Москве по адресу ул. Большая Черкизовская, 125, а также транслировался в эфире телеканала «Первый канал» 23 июля 2016 года с 19:00 до 20:50 во время прямой трансляции.

Указанная реклама размещалась на стадионе «Локомотив» на стендах, установленных по периметру футбольного поля, в виде движущейся надписи «ОЛИМП. Ваша букмекерская контора». В частности, в минуты матча: с 15:14 по 16:28.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведении азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 244-ФЗ) определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Рос­сийской Федерации, а также установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В соответствии со статьей 4 Закона № 244-ФЗ азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр.

Согласно пункту 14 статьи 4 Закона № 244-ФЗ букмекерская контора - игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр.

Частью 2 статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» определен перечень мест, где допускается реклама основанных на риске игр, пари:

в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени;

в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов);

в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников организатора азартных игр и (или) участников таких игр, находящихся в границах игорных зон.

При этом, согласно части 3 статьи 27 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» указанные требования распространяются соответственно на рекламу организатора основанных на риске игр, рекламу сопутствующих азартным играм услуг и рекламу игорного заведения, в том числе рекламу мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг.

Реклама букмекерской конторы «Олимп» распространялась на стадионе «Локомотив» в Москве во время футбольного матча РФПЛ Суперкубка России между футбольными клубами «Зенит» Санкт-Петербург и «ЦСКА» Москва, что запрещено законодательством Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 2 статьи 27 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 2 статьи 27 Федерального закона «О рекламе».

Согласно Положению о турнире за Суперкубок России соорганизаторами турнира Суперкубок России являются Некоммерческое партнерство «Российская футбольная Премьер-Лига» (РФПЛ) и Общероссийская общественная организация «Российский футбольный союз» (РФС).

В соответствии с пунктом 7 Положения о турнире за Суперкубок России: «Право на размещение рекламы на игровой форме команд-участниц (за исключением правого рукава футболки) при проведении матча за Суперкубок России принадлежат клубам — участникам. Все остальные коммерческие и рекламные права, возникающие в связи с турниром, а также право на размещение рекламы на правом рукаве формы игроков, участвующих в турнире, принадлежат РФС и РФПЛ в равных долях. Каждому из клубов, команды которых принимают участие в турнире, предоставляется право на размещение рекламных материалов на двух ограждающих конструкциях (щитах), расположенных по периметру футбольного поля в зоне видимости телевизионных камер. При этом содержание рекламных материалов согласовывается с РФС и РФПЛ. Организаторы турнира вправе отказать в размещении рекламных материалов, если они нарушают требования эксклюзивности коммерческих прав, переданных их партнерам или спонсорам».

Соответственно, правами на размещение рекламы во время турнира за Суперкубок России обладают как Некоммерческое партнерство «Российская футбольная Премьер-Лига»(далее - РФПЛ), так и Общероссийская общественная организация «Российский футбольный союз» (далее - РФС).

Некоммерческое партнерство «Российская футбольная Премьер-Лига» получило во временное владение и пользование Центральный стадион «Локомотив» (г. Москва, ул. Большая Черкизовская, 125, стр. 1, соор. 1) по договору № 130Ф-16/К от 14.07.2016 с ООО «Финресурс» для проведения 23.07.2016 футбольного матча — Суперкубок России по футболу 2016 между командами ПФК «ЦСКА» Москва — ФК «Зенит» Санкт-Петербург.

Также Некоммерческое партнерство «Российская футбольная Премьер-Лига» заключило с ООО «БК «ОЛИМП» договор № 95/16-100 от 18.07.2016, согласно которому РФПЛ обязуется обеспечить оказание услуг по размещению рекламы букмекерской конторы «Олимп», в том числе размещение рекламных анимированных роликов на электронной системе Speed-Tv Board, размещенной по периметру стадиона «Локомотив» в зоне видимости TV-камер во время проведения 23.07.2016 футбольного матча — Суперкубок России по футболу 2016 между командами ПФК «ЦСКА» Москва — ФК «Зенит» Санкт-Петербург.

Соответственно, непосредственным рекламорспространителем рекламы букмекерской конторы «Олимп» является Некоммерческое партнерство «Российская футбольная Премьер-Лига» (юридический адрес: Лужнецкая наб., д. 8, стр.1, г. Москва, 119270; ОГРН 1037739291127, ИНН 7704233830, КПП 770401001; дата регистрации: 29.01.2003).

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «БК «ОЛИМП» (юридический адрес: ул. Антонова-Овсеенко, д. 15, стр. 1, 123317; ОГРН 1127747004648; ИНН 7726705980; КПП 774901001; дата регистрации 02.10.2012).

По мнению ООО «БК «ОЛИМП», информация о букмекерской конторе «Олимп» не отвечает признакам рекламы, поскольку она была адресована определенному кругу лиц — лицам, купившим билеты на данный матч, а также приглашенным гостям, журналистам, представителям футбольных клубов и иным лицам, присутствовавшим на стадионе «Локомотив».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Соответственно, согласно данной норме под неопределённым кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, и о которых заранее неизвестно откликнутся ли они на рекламное послание по поводу объекта рекламирования (например, приобретут ли рекламируемый товар).

Информация, размещенная по периметру стадиона «Локомотив», отвечает всем признакам рекламы, в том числе признаку адресованности неопределенному кругу лиц, поскольку заранее неизвестно откликнутся ли лица, пришедшие на стадион «Локомотив», на рекламное послание о букмекерской конторы «Олимп» и воспользуются ли ее услугами.

Некоммерческое партнерство «Российская футбольная Премьер-Лига» каких- либо пояснений по факту распространения указанной рекламы не представило.

На основании части 2 статьи 27, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей требования части 2 статьи 27 Федерального закона «О рекламе» рекламу букмекерской конторы «Олимп», распространявшуюся на стадионе «Локомотив» в Москве во время футбольного матча РФПЛ Суперкубка России между футбольными клубами «Зенит» Санкт-Петербург и «ЦСКА» Москва.

2. Выдать Некоммерческому партнерству «Российская футбольная Премьер-Лига» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

3. Выдать ООО «БК «ОЛИМП» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

4. Выдать ООО «Финресурс» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Некоммерческого партнерства «Российская футбольная Премьер-Лига».

 

Решение изготовлено в полном объеме 23 января 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны