Решение №08/86386/16 Решение по делу № 3-24-48/00-08-16 в отношении ЗАО "Эвалар"... от 13 декабря 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-24-48/00-08-16

05 декабря 2016 г.                                                                             г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <...>,

рассмотрев материалы о распространении ЗАО «Эвалар» рекламы лекарственного препарата «ЦИ-КЛИМ», БАДа «ЦИ-КЛИМ витамины для женщин 45+», БАДа «ЦИ-КЛИМ Аланин» в газете «Комсомольская правда» (15-22 июня 2016 24-т (26542-т) и в журнале «Антенна-Телесемь» (№ 25, еженедельник 27 июня — 3 июля 2016),

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ЗАО «Эвалар» (адрес:ул. Социалистическая, 23/6, г. Бийск, 659332, ОГРН 1022200553760, ИНН 2227000087, КПП 220401001, дата регистрации: 22.07.2002)- Одинцовой О.Б. (доверенность № 2/12 от 05.12.2016),

УСТАНОВИЛА:

Комиссия вынесла определение от 21.11.2016 об объединении в одно производство дело 3-24-48/00-08-16 и дело 125-ФАС22-Р/09-16, переданное в ФАС России Алтайским краевым УФАС России, с присвоением объединенному делу номера 3-24-48/00-08-16.

В антимонопольные органы поступили обращения граждан с претензиями к рекламе линейки препаратов «ЦИ-КЛИМ» (лекарственное средство «ЦИ-КЛИМ», БАД «ЦИ-КЛИМ витамины для женщин 45+», БАД «ЦИ-КЛИМ Аланин»), распространявшейся в газете «Комсомольская правда» (15-22 июня 2016 24-т (26542-т) и в журнале «Антенна-Телесемь» (№ 25, еженедельник 27 июня — 3 июля 2016) под заголовком «ЦИ-КЛИМ. Негормональная терапия при климаксе. Лекарство растительного происхождения».

Согласно регистрационному удостоверению № ЛСР-006592/09 от 18.08.2009 препарат «ЦИ-КЛИМ» зарегистрирован как лекарственный препарат.

Согласно Единому реестру свидетельств о государственной регистрации Евразийской экономической комиссии препарат «ЦИ-КЛИМ витамины для женщин 45+» зарегистрирован как биологически активная добавка к пище (БАД) (свидетельство о государственной регистрации № RU.77.99.11.003.Е.011525.07.12 от 16.07.2012).

Согласно Единому реестру свидетельств о государственной регистрации Евразийской экономической комиссии препарат «ЦИ-КЛИМ Аланин» зарегистрирован как биологически активная добавка к пище (БАД) (свидетельство о государственной регистрации № RU.77.99.11.003.Е.010361.06.12 от 25.06.2012).

Производителем лекарственного средства «ЦИ-КЛИМ», БАДа «ЦИ-КЛИМ витамины для женщин 45+», БАДа «ЦИ-КЛИМ Аланин» является ЗАО «Эвалар».

В рекламе приводятся изображения упаковки трех товаров: лекарственного средства «ЦИ-КЛИМ», БАДа «ЦИ-КЛИМ витамины для женщин 45+», БАДа «ЦИ-КЛИМ Аланин».

Изображения сопровождаются двумя блоками утверждений под подзаголовками «Достоинства негормонального лекарства ЦИ-КЛИМ» и «Устраняет симптомы климакса:». А также такими утверждениями как «Замедляет процессы старения», «ЦИ-КЛИМ — единственная линия, где есть все для гармоничной жизни и улучшения самочувствия в период климакса» и «И в 50 можно выглядеть на 35!».

При этом форма представления данной информации такова, что указанные утверждения могут относиться как к лекарственному препарату «ЦИ-КЛИМ», так и к биологически активным добавкам «ЦИ-КЛИМ витамины для женщин 45+» и «ЦИ-КЛИМ Аланин».

Соответственно в связи с невозможностью однозначного разделения информации, относящейся к лекарственному средству, и относящейся к биологически активным добавкам, происходит смешение свойств и характеристик лекарственного препарата «ЦИ-КЛИМ» и биологически активных добавок «ЦИ-КЛИМ витамины для женщин 45+» и «ЦИ-КЛИМ Аланин».

Согласно пункту 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при применении пункта 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе судам следует учитывать, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.

Согласно Международной классификации болезней Всемирной Организации Здравоохранения (сайт http://www.mkb10.ru/) «менопауза и климактерическое состояние у женщины» как заболевание включены в классификатор МКБ10 с кодом локализации N95.1, класс «Болезни мочеполовой системы», блок «Невоспалительные болезни женских половых органов».

Следовательно реклама биологически активных добавок «ЦИ-КЛИМ витамины для женщин 45+» и «ЦИ-КЛИМ Аланин» создает впечатление о том, что они являются лекарственными средствами, обладают лечебными свойствами и могут применяться в лечении менопаузы и климактерического состояния у женщины.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Утверждения «Замедляет процессы старения» и «И в 50 можно выглядеть на 35!» дают основание полагать, что рекламируемый лекарственный препарат «ЦИ-КЛИМ» обладает способностью замедлять процессы старения, в том числе влияющие на внешний вид женщины (состояние кожи, волос и т. п.).

Согласно инструкции по применению лекарственного препарата «ЦИ-КЛИМ» (ЛСР-006592/09 от 18.08.2009) показанием к применению препарата являются вегето-сосудистые и психоэмоциональные расстройства в пре-, мено- и постменопаузе («приливы», повышенная потливость, нарушение сна, повышенная нервная возбудимость, изменение настроения, апатия и др.). Расстройства, связанные со снижением уровня эстрогенов в период менопаузы. Фармакологические свойства: ЦИ-КЛИМ обладает эстрогеноподобным эффектом, проявляет седативные свойства, оказывает положительное терапевтическое воздействие на вегетативную нервную систему. ЦИ-КЛИМ снижает уровни ФСГ и ЛГ, повышает уровень эстрадиола, что ведет к устранению ранних климактерических расстройств (психоэмоциональные и вегето-сосудистые нарушения) и отсроченных климактерических расстройств, связанных с пониженным уровнем эстрогенов.

Таким образом, в инструкции по применению лекарственного препарата «ЦИ-КЛИМ» отсутствует такое свойство препарата как замедление процессов старения.

Согласно части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

В рекламе лекарственного препарата «ЦИ-КЛИМ», размещенной в газете «Комсомольская правда» (15-22 июня 2016 24-т (26542-т) и в журнале «Антенна» (№ 25, еженедельник 27 июня — 3 июля 2016) под заголовком «ЦИ-КЛИМ. Негормональная терапия при климаксе. Лекарство растительного происхождения», сообщается о потребительских свойствах препарата за пределами показаний, указанных в его инструкции.

Соответственно в данной рекламе усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 24 и пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 24, 25 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ЗАО «Эвалар» (адрес:ул. Социалистическая, 23/6, г. Бийск, 659332, ОГРН 1022200553760, ИНН 2227000087, КПП 220401001, дата регистрации: 22.07.2002).

На основании части 6 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 25, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу лекарственного препарата «ЦИ-КЛИМ», размещенную в газете «Комсомольская правда» (15-22 июня 2016 24-т (26542-т) и в журнале «Антенна» (№ 25, еженедельник 27 июня — 3 июля 2016), поскольку реклама содержит сообщение о свойствах и характеристиках лекарственного препарата вне пределов показаний, содержащихся в инструкциях по его применению.

2. Признать ненадлежащей рекламу БАДа «ЦИ-КЛИМ витамины для женщин 45+», БАДа «ЦИ-КЛИМ Аланин», распространявшуюся в газете «Комсомольская правда» (15-22 июня 2016 24-т (26542-т) и в журнале «Антенна-Телесемь» (№ 25, еженедельник 27 июня — 3 июля 2016), поскольку реклама создает впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

2. Выдать ЗАО «Эвалар» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «Эвалар».

Решение изготовлено в полном объеме 12 декабря 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны