Решение №АК/11939/17 Решение по делу 4-14.3-2/00-08-17 Пересмотр Ставропольское v... от 28 февраля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

дело 4-14.3-2/00-08-17

«02» февраля 2017 г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Б. Кашеваров, рассмотрев жалобу ООО «Адамас-Ювелирторг» (адрес: ул. Смольная, д. 24А, г. Москва, 125445, ОГРН 1087746899107, ИНН 7715711069, КПП 774301001, дата регистрации 01.08.2008) на вынесенное Ставропольским УФАС России постановление от 22.11.2016 по делу № 622 об административном правонарушении о наложении штрафа, а также материалы данного дела,

УСТАНОВИЛ:

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушений (далее – КоАП РФ) на ООО «Адамас-Ювелирторг» (далее - Общество) Ставропольским УФАС России был наложен штраф в размере ста одной тысячи рублей за нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»), выразившееся в распространении рекламы ювелирного магазина «Адамас» с указанием на возможность приобретения товаров в кредит в отсутствии наименования кредитной организации.

С вынесенным постановлением ООО «Адамас-Ювелирторг» не согласно, полагая, что в его действиях отсутствует событие правонарушения, поскольку кредит не является объектом рекламирования и ссылка в рекламе на возможность приобретения товаров в кредит носит не рекламный, а информационный характер, соответственно, требования статьи 28 Федерального закона «О рекламе» на такую информацию не распространяются.

Кроме того, ООО «Адамас-Ювелирторг» считает, что Ставропольское УФАС России не вправе возбуждать дело об административном правонарушении в отношении ООО «Адамас-Ювелирторг», поскольку реклама распространялась во всех субъектах Российской Федерации, а не ограничивалась исключительно территорией Ставропольского края, и Ставропольское УФАС России при рассмотрении административного дела превысило пределы своей подведомственности по территориальному признаку.

Исследовав материалы дела, ФАС России приходит к выводу, что Ставропольское УФАС России обоснованно вменило ООО «Адамас-Ювелирторг» совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Основанием для привлечения ООО «Адамас-Ювелирторг» к административной ответственности явилось распространение рекламы ювелирного магазина «Адамас» с указанием на возможность приобретения товаров в кредит.

Из материалов дела следует, что 20.07.2016 в г.Ставрополе на ул. Ленина д. 410 (напротив ювелирного магазина «Адамас») распространялись рекламные листовки столичного ювелирного магазина «Адамас», направленных на привлечение внимания к товарам и услугам данного магазина, следующего содержания:

«АДАМАС столичный ювелирный магазин. Природные бриллианты от 2 490. Золотая подвеска с бриллиантом 2 490. Золотые серьги с бриллиантами 3 790. Золотая цепочка 45 см 3 990. Дополнительные услуги и сервисы: обмен старых украшений на новые, индивидуальные заказы, кредит и рассрочка, прием изделий на комиссию, подарочные карты, гарантийное и сервисное обслуживание…».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Анализ буквального содержания рекламной листовки свидетельствует о том, что объектом рекламирования являются не только ювелирные изделия, но и дополнительные услуги и сервисы, в том числе кредит. Данная реклама указывает на предоставление финансовой услуги «кредит», а такая реклама рассматривается как реклама финансовых услуг и на нее распространяются требования статьи 28 Федерального закона от 13.03.06 №38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 16.12.2011 №АК/47126 в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна содержать имя или наименование лица, предоставляющего кредит.

В случае отсутствия в рекламе вида предоставляемого кредита при покупке товаров: товарный, коммерческий (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковский, такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. Следовательно, такая реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

Таким образом, довод ООО «АДАМАС-Ювелирторг» о том, что финансовая услуга – кредит, не является объектом рекламирования, и ссылка на возможность приобретения товаров в кредит носит информационный характер, не состоятелен.

Информация о виде кредита и предоставляющем его лице в рекламе ООО «АДАМАС-Ювелирторг» отсутствовала и потребители не были проинформированы в соответствии с требованиями части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» о лице, оказывающем банковскую услугу.

Таким образом, реклама ювелирного магазина «Адамас» с указанием на возможность приобретения товаров в кредит в отсутствии наименования кредитной организации нарушает части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.11.2012 года №711/12, определяет сроки и последовательность действий Федеральной антимонопольной службы, территориальных органов ФАС России и их структурных подразделений, порядок взаимодействия между структурными подразделениями ФАС России и территориальными органами ФАС России, а также порядок взаимодействия ФАС России и территориальных органов ФАС России с иными организациями при осуществлении полномочий по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Процедура возбуждения и рассмотрения антимонопольными органами таких дел установлена Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 (далее - Правила).

Согласно пунктов 3, 5 Правил дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе. В случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

Вместе с тем дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО «АДАМАС-Ювелирторг» по факту распространения рассматриваемой рекламы не возбуждалось.

Оспариваемое постановление Ставропольского УФАС России было вынесено, и дело № 622 об административном правонарушении возбуждено и рассмотрено в соответствии с иной юрисдикционной процедурой, которая установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Статья 14.3 КоАП РФ предусматривает ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя за нарушение законодательства о рекламе.

Обнаружив данные, указывающие на событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе (в данном случае нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»), антимонопольный орган определением от 17.10.2016 в отношении заявителя возбудил дело № 622 об административном правонарушении, производство по которому осуществил в форме административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 29.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

В соответствии со статьей 23.48 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени территориальных органов ФАС вправе руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.

В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 КоАП РФ.

Действующее законодательство предусматривает возможность возбуждения дел об административных правонарушениях и проведении административных расследований антимонопольным органом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

По результатам проведения административного расследования и в соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ, должностным лицом Ставропольского УФАС России в отношении ООО «АДАМАС-Ювелирторг» был составлен протокол № 356 от 07 ноября 2016г. об административном правонарушении.

При составлении и вручении протокола об административном правонарушении были соблюдены требования статьи 28.2 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела на основании части 1 статьи 14.3 КоАП РФ на ООО «Адамас-Ювелирторг» Ставропольским УФАС России был наложен штраф в размере ста одной тысячи рублей за нарушение требований части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, ООО «АДАМАС-Ювелирторг», как рекламораспространитель и рекламодатель, было привлечено к административной ответственности за ненадлежащую рекламу в порядке и на основаниях КоАП РФ в пределах предоставленных антимонопольному органу полномочий.

При этом учтено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. 

Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного административного правонарушения.

Правонарушение, допущенное Обществом в сфере рекламы финансовых услуг, обладают повышенной опасностью и понятие «малозначительность» к нему неприменимо. Допущенное ООО «АДАМАС-Ювелирторг» правонарушение несет в себе существенную угрозу, поскольку следствием этого правонарушения являются посягательства на права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, закрепленные статьей 1 Федерального закона «О рекламе».

Общественные отношения, связанные с рекламой финансовых услуг, являются важными объектами правового регулирования в финансовой сфере и посягательство на них несет в себе существенную угрозу установленному публично-правовому порядку, поскольку непосредственно влияет на финансовое состояние человека.

КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает, что ответственность за совершение данного административного правонарушения наступает только при причинении имущественного и морального вреда, а также наступлении тяжких последствий. Законодатель не связывает возможность применения административной ответственности с наступлением вредных последствий для охраняемых общественных интересов. Административная ответственность за нарушение указанной статьи КоАП РФ наступает за сам факт нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе».

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «АДАМАС-Ювелирторг» Ставропольским УФАС России была соблюдена процедура, предусмотренная КоАП РФ, и правильно применены нормы материального и процессуального права.

У Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

При рассмотрении Ставропольским УФАС России административного дела соблюдена процедура рассмотрения и должным образом применены нормы административного права.

С учетом изложенного Ставропольское УФАС России в пределах предоставленных полномочий обоснованно и правомерно привлекло ООО «АДАМАС-Ювелирторг» к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и оспариваемое постановление Ставропольского УФАС России от 22.11.2016 по делу № 622 об административном правонарушении является законным и обоснованным.

Заместитель руководителя ФАС России, руководствуясь статьями 14.3, 24.5, 29.7, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление от 22.11.2016 по делу № 622 об административном правонарушении, вынесенное Ставропольским УФАС России, оставить без изменения, а жалобу ООО «АДАМАС-Ювелирторг» без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3, частями 1, 3 статьи 30.9 КоАП решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. Жалоба на решение подаётся вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Заместитель руководителя                                          А.Б. Кашеваров

Связанные организации

Связанные организации не указаны