Постановление №АК/19350/16 Постановление по делу № 4-14.3-298/00-08-16 в отношении ООО ... от 25 марта 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-14.3-298/00-08-16

об административном правонарушении

 

«25» марта 2016 г.                                                              г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-298/00-08-16 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» (адрес: ул. Верейская, д. 17, г. Москва, 121357, ОГРН 1067746787294, ИНН 7731547200, КПП 773101001, дата регистрации: 07.07.2006),

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к рекламе медицинского прибора «UA-777» в эфире телеканала «ТВ центр».

На основании обращения гражданина ФАС России была проведена внеплановая документарная проверка.

Реклама тонометра UA-777 компании «A&D» распространялась в ноябре 2015 года в эфире телеканала «ТВ Центр» хронометражем 10 секунд.

Реклама представляет собой анимированный видеоряд, сопровождающийся закадровым озвучиванием: «Каждый день в России покупают в среднем 1000 тонометров UA-777. Люди доверяют нашему качеству. Именно поэтому 777 - Тонометр № 1 в России».

Первый кадр сопровождается предупреждением «Имеются противопоказания, перед применением необходимо ознакомиться с инструкцией или проконсультироваться со специалистом», а также дисклеймером:

«За 2013 год по данным ЗАО «Группа ДСМ» в аптеках РФ было продано 374 207 тонометров UA-777. Таким образом, среднеарифметическое количество продаваемых в год (365 дней) тонометров составляет 1025 шт. или в среднем порядка 1000 тонометров в день».

Последующие кадры сопровождаются дисклеймером:

«Тонометр A&D UA-777 — лидер продаж среди тонометров производства компании A&D за период с 01.01.2010 г. по 01.01.2014 г.»

Реклама завершается кадром с выполненным крупным хорошо читаемым шрифтом утверждением «UA-777. Тонометр № 1 в России*».

В сноске поясняется данное утверждение:

«* Лидер по общей сумме продаж тонометров в аптеках России в рублях за период с января 2010 г. по июнь 2014 г. по данным ЗАО «Группа ДСМ».

 

Использованное в рекламе утверждение «UA-777. Тонометр № 1 в России» в отношении тонометра UA-777 от компании «A&D» указывает на превосходство данного тонометра в сравнении с другими товарами, поскольку «№ 1» подразумевает, что рекламируемый товар является первым из числа других однородных товаров, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними.

При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.

Текст сноски, в которой указывается критерий сравнения тонометров, выполнен мелким шрифтом, размещен на 1/12 площади кадра и демонстрируется в рекламном видеоролике в течении 2 секунд.

Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст с критериями, обосновывающими утверждение № 1, ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, в отличие от информации о первенстве тонометра UA-777 в России, которая в рекламе приводится крупным шрифтом и на которой фиксируется внимание потребителей.

Формальное присутствие в рекламе критерия, по которому проводилось сравнение тонометров, не позволяет потребителю воспринимать поясняющие рекламное утверждение сведения и не может рассматриваться как их наличие, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

Вместе с тем информация о критериях сравнения тонометров является существенной для раскрытия смысла утверждения «UA-777. Тонометр № 1 в России», однако форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил такую существенную информацию.

Соответственно, потребители не получают информацию о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве тонометра UA-777 над другими тонометрами, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.

Использование сравнительной характеристики «UA-777. Тонометр № 1 в России» в рекламе без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

В рекламе отсутствуют критерии сравнения в виду невозможности восприятия поясняющей сноски, соответственно, невозможно установить обоснованность того, что тонометр UA-777 действительно является «№ 1» на рынке медицинских приборов для измерения кровяного артериального давления.

Кроме того, утверждение «Люди доверяют нашему качеству. Именно поэтому 777 - Тонометр № 1 в России» свидетельствует о сравнении тонометра UA-777 с иными тонометрами по показателям качества и превосходстве тонометра UA-777 в категории качества.

Вместе с тем объем продаж, на который ссылается ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» в качестве обоснования превосходства тонометра UA-777 по качеству над другими тонометрами, не может рассматриваться как относимое доказательство такого превосходства.

При данных обстоятельствах указание на превосходство тонометра UA-777 над иными находящимися в обороте тонометрами является некорректным и вводит потребителей в заблуждение относительно такого превосходства.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, в рекламе тонометра UA-777 компании «A&D», распространявшейся в ноябре 2015 года в эфире телеканала «ТВ Центр», нарушен пункт 1 части 2 статьи 5, часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 2, 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» (адрес: ул. Верейская, д. 17, г. Москва, 121357, ОГРН 1067746787294, ИНН 7731547200, КПП 773101001, дата регистрации: 07.07.2006).

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы тонометра UA-777 компании «A&D», распространявшейся в ноябре 2015 года в эфире телеканала «ТВ Центр».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 7 статьи 5, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Применить к ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.

      • Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

 

Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)

Банк получателя: Операционный департамент Банка России г. Москва 701

ИНН 7703516539

КПП 770301001

БИК 044583001

р/с 40101810800000010041

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

ОКТМО 45380000

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте sirazutdinova@fas.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны