Определение №АК/20876/15 Определение о возбуждении дела в отношении ОАО «Сбербанк Рос... от 28 апреля 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-5-8/00-08-15

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

27 апреля 2015 г.                                                                   г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении в марте 2015 года в эфире «Первого канала» рекламы финансовых услуг ОАО «Сбербанк России», сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к рекламе вкладов ОАО «Сбербанк России», сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия под условным названием «3 кг золота», распространяемой в марте 2015 года в эфире «Первого канала».

В рекламе диктор сообщает о стимулирующей акции при открытии вкладов в ОАО «Сбербанк России»: «...в детстве Ваш вклад в любое дело мог привести к награде. Так и сейчас, вы можете получить один из трех килограммов золота или трех тысяч призов. Просто откройте вклад в Сбербанке до шестнадцатого апреля. Сбербанк — Всегда рядом».

Видеоряд рекламы с данным аудиосообщением сопровождается появлением текстового модуля с информацией «1 из 3 кг ЗОЛОТА или 1 из 3000 ПРИЗОВ», выполненной крупным хорошо читаемым шрифтом.

Кроме того, видеоряд рекламы сопровождается текстовыми сообщениями (4 блока), последовательно сменяющими друг друга и расположенными в нижней части рекламного ролика:

«Откройте вклад или оформите сберегательный сертификат в период с 16.02.2015 по 16.04.2015, сохраните его без изменений до 30.06.2015 и получите возможность стать обладателем слитка из 1 кг золота или одного из 3000 денежных призов. Призы 1-й категории — три слитка из 1 кг золота и денежные призы, призы 2-й категории — 3000 денежных призов по 3000 рублей» ;

«Срок открытия вклада или оформления сберегательного сертификата и СМС-регистрации для участия в акции — с 16.02.2015 по 16.04.2015 включительно, стоимость исходящего СМС-сообщения на короткий номер <...> определяется оператором сотовой связи участника акции и составляет не более 1,77 рубля с НДС при нахождении не в роуминге»;

«Общий срок проведения акции — с 16.02.2015 по 16.04.2015 включительно. Имеются ограничения по типам вкладов, открываемых для участия в акции. Количество призов ограниченно»;

«Информацию об организаторе акции, правилах и сроках ее проведения, о сроках регистрации для участия в акции, а также о количестве призов, сроке, месте и порядке их получения Вы можете уточнить на сайте www.sberbank.ru или по телефону 8 800 555 5550 (звонки по России — бесплатно). Реклама».

Указанные текстовые сообщения выполнены мелким нечитаемым шрифтом белого цвета на светлом фоне, размещаются в нижней части экрана, занимая не более ¼ площади кадра. Продолжительность демонстрации каждого блока соответственно составляет 5 секунд, 4 секунды, 4 секунды и 3 секунды.

Условия, приведенные в данных текстовых блоках, могут повлиять на решение потребителя принять участие в акции, проводимой ОАО «Сбербанк России», и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана мелким нечитаемым шрифтом, делая ее восприятие невозможным, а информация о привлекательных условиях выполнена крупным хорошо читаемым шрифтом.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие .

Донесение привлекательной для потребителя информации при помощи аудио-сообщения и текстового сообщения, выполненного крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации – способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.

Информация о наличии ограничений по типам вкладов, открытие которых позволит участвовать в акции и которые необходимо сохранить без изменений до 30.06.2015, а также информация о необходимости СМС-регистрации для участия в акции является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно возможности участия в акции и получения приза в виде 1 кг золота.

Указанная информация в рассматриваемой рекламе не доводится до потребителя ненадлежащим образом, поскольку лишь формально приводится в рекламе в форме, не позволяющей потребителям ее воспринимать, и фактически в рекламе отсутствует.

В силу статьи 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее — стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

сроки проведения такого мероприятия;

источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Вместе с тем источник информации о правилах проведения стимулирующего мероприятия под условным названием «3 кг золота», количестве призов по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке получения призов в рекламе указан также формально в форме не позволяющей потребителям воспринимать данные сведения, и фактически в рекламе отсутствуют.

Таким образом, в рекламе вкладов ОАО «Сбербанк России», сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия под условным названием «3 кг золота», распространявшейся в эфире «Первого канала» в марте 2015 года, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ОАО «Сбербанк России» (юридический адрес: ул. Вавилова, д. 19 , Москва, 117997, ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893, КПП 775001001, дата создания 20.06.1991).

На основании части 7 статьи 5, статьи 9 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 3-5-8/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ОАО «Сбербанк России» (юридический адрес: ул. Вавилова, д. 19 , Москва, 117997).

3. Назначить дело № 3-5-8/00-08-15 к рассмотрению на « 21 » мая 2015 года в « 11 » часов « 40 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 301 (т. 8 (499) 755 23 23 вн. 423).

4. ОАО «Сбербанк России» надлежит в срок до « 18 » мая 2015 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов ОАО «Сбербанк России» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия единоличного исполнительного органа;

копии (образцы, макеты, записи на CD-дисках и пр.) рекламы вкладов ОАО «Сбербанк России», сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия под условным названием «3 кг золота»;

копии договоров, платежных поручений и иных материалов, на основании которых в марте 2015 года в эфире телеканала «Первый канал» распространялась реклама вкладов ОАО «Сбербанк России», сообщающая о проведении стимулирующего мероприятия под условным названием «3 кг золота»;

копии документов, устанавливающих правила и условия участия в акции под условным названием «3 кг золота»;

письменные объяснения по существу претензий и обстоятельствам распространения рекламы, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия.

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ОАО «Сбербанк России».

 

Явка представителей ОАО «Сбербанк России», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу № 3-5-8/00-08-15).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.

Связанные организации

Связанные организации не указаны