Определение №АК/2322/15 Определение о возбуждении дела от 22 января 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFО П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возбуждении дела № 3-5-1/00-08-15
по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
22 января 2015 г. г. Москва
Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении рекламы лекарственного препарата «Бронхикум»,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «Сандоз» обратилось в ФАС России с претензиями к рекламе лекарственного препарата «Бронхикум», распространявшейся в сентябре и октябре 2014 года в эфире телеканалов «Первый канал», «Россия-1» «ТНТ», «Пятница», «Домашний и пр.
Реклама лекарственного препарата «Бронхикум» распространялась посредством двух рекламных видеороликов.
В рекламном видеоролике, распространявшемся в сентябре 2014 года, сообщается: «Эликсир Бронхикум содержит тимьян для выведения мокроты и корень первоцвета для снижения воспаления. Бронкикум в два раза быстрее даже при сильном кашле. Доказано клинически».
В рекламном видеоролике, распространявшемся в октябре 2014 года, последняя фраза заменена следующей: «Бронкикум помогает быстрее даже при сильном кашле. Доказано клинически».
Данные утверждения («Бронкикум в два раза быстрее даже при сильном кашле» и «Бронкикум помогает быстрее даже при сильном кашле») в видеоряде рекламы сопровождаются поясняющей сноской, выполненной мелким шрифтом и транслируемой в течение 3 сек., следующего содержания:
«От кашля, связанного с бронхитом, по сравнению с группой плацебо. Плацебо – продукт по форме, цвету, вкусу, запаху и т.д. полностью имитирующий исследуемый продукт, но не обладающий терапевтическим действием. Подтверждено результатами клинических исследований: Грюнвальд Дж. «Эффективность и переносимость фиксированной комбинации тимьяна и корня первоцвета у пациентов с острым бронхитом». Исследование лекарственных средств 2005; 55(11): 669-676. Грюнвальд Дж., Граунбаум Х. Дж., «Оценка не меньшей эффективности фиксированной комбинации жидких экстрактов тимьяна и корня первоцвета в сравнении с фиксированной комбинацией жидкого экстракта тимьяна и настойки корня первоцвета у пациентов с острым бронхитом». Исследование лекарственных средств, 2006; 56(8): 574-581».
Завершаются видеоролики изображением упаковки препарата «Бронкикум» и утверждениями: «в два раза быстрее даже при сильном кашле» и «помогает быстрее даже при сильном кашле», а также «Доказано клинически».
Приведенные в рекламных видеороликах утверждения указывают на превосходство лекарственного препарата «Бронхикум» в сравнении с другими препаратами от кашля по показателям эффективности и скорости действия, и дают основания потребителям полагать, что такое преимущество подтверждено клиническими исследованиями.
Вместе с тем подтверждение преимущества препарата «Бронхикум» перед другими препаратами от кашля по показателям эффективности и скорости действия отсутствует.
Как следует приведенной в рекламе поясняющей сноски,, эффективность и скорость действия лекарственного препарата «Бронхикум» сравнивается с плацебо.
Однако то обстоятельство, что лекарственный препарат Бронхикум® должен обладать терапевтическим эффектом в сравнении с плацебо, является обязательным условием его регистрации в качестве лекарственного препарата, но никак не показателем преимуществ перед лекарственными препаратами аналогичного действия, производимыми и реализуемыми другими производителями.
Сравнение с плацебо или плацебо-эффектом по факту является сравнением с «отсутствием какого-либо эффекта», а именно «ничем». Плацебо не является средством лечения кашля, в силу чего какое-либо терапевтическое действие, в том числе терапевтические характеристики у плацебо отсутствуют.
В этом связи сравнение терапевтических свойств лекарственных препаратов и плацебо лишено какого-либо смысла и является некорректным, поскольку свойства данных препаратов не сопоставимы, и любые утверждения о преимуществах терапевтического действия лекарственного средства по сравнению с плацебо не соответствуют действительности.
Согласно протоколу заседания Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) от 11 апреля 2014 года утверждение о быстроте действия лекарственного препарата «Бронхикум» в сравнении с плацебо («Бронхикум позволяет в 2 раза быстрее освободиться даже от сильного кашля», «В 2 раза быстрее даже при сильном кашле») является нарушением принципов добропорядочного поведения на фармацевтическом рынке и ориентированности на соблюдение норм российского законодательства.
Следовательно, рекламные утверждения «Бронкикум помогает быстрее даже при сильном кашле. Доказано клинически» и Бронкикум в два раза быстрее даже при сильном кашле. Доказано клинически», основанные на сравнении с плацебо, некорректны, недостоверны, создают не соответствующее действительности представление о преимуществах препарата «Бронхикум» путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации, и искажают смысл рекламы и вводят потребителя в заблуждение относительно терапевтической ценности лекарственного препарата Бронхикум.
Таким образом, приведенное в рекламе сравнение и указание на преимущество препарата «Бронхикум» перед находящимися в обороте товарами других производителей основано на недостоверных сведениях о показателях эффективности препарата «Бронхикум», соответственно, является некорректным и недостоверным.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуется другими продавцами.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования.
С учетом изложенного, в рекламе лекарственного препарата «Бронхикум» с утверждениями «Бронкикум помогает быстрее даже при сильном кашле. Доказано клинически» и Бронкикум в два раза быстрее даже при сильном кашле. Доказано клинически» содержатся признаки нарушения пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 4 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ЗАО «Санофи Россия» (юридический адрес: ул. Тверская, д. 22, г. Москва, 125009, ОГРН 1027739079940; ИНН 7705018169, КПП 771001001, дата регистрации 19.08.2002).
На основании пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 4 части 1 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 3-5-1/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ЗАО «Санофи Россия» (юридический адрес: ул. Тверская, д. 22, г. Москва, 125009, ОГРН 1027739079940; ИНН 7705018169, КПП 771001001, дата регистрации 19.08.2002).
заявитель:
ЗАО «Сандоз» (адрес: Ленинградский проспект, д.72, корп.3, г.Москва, 125315).
3. Назначить дело № 3-5-1/00-08-15 к рассмотрению на « 02 » марта 2015 года в « 14 » часов « 00 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, зал №1, 2 этаж (т. 8 (499) 755 23 23 вн. 674).
4. ЗАО «Санофи Россия» надлежит в срок до 25 февраля 2015 года представить ФАС России следующие документы и материалы:
копии (образцы, макеты, записи на CD-дисках и пр.) рекламы лекарственного препарата «Бронхикум», распространявшейся в сентябре-октябре 2014 г. в эфире телеканалов «Первый канал», «Россия-1» «ТНТ», «Пятница», «Домашний и пр.;
копии договоров, платежных поручений и иных материалов, на основании которых распространялась указанная реклама лекарственного препарата «Бронхикум»;
копии документов, подтверждающих утверждения «Бронкикум помогает быстрее даже при сильном кашле. Доказано клинически» и Бронкикум в два раза быстрее даже при сильном кашле. Доказано клинически»;
письменные объяснения по существу претензий и обстоятельствам распространения рекламы.
Предоставляемые документы и материалы должны быть заверены печатью и подписью руководителя ЗАО «Санофи Россия».
Явка представителей ЗАО «Санофи Россия», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, а также ЗАО «Сандоз» для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу № 3-5-1/00-08-15 ).
Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.