Определение №АК/23377/15 Определение о возбуждении дела № 3-5-12/00-08-15 от 13 мая 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-5-12/00-08-15

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

12 мая 2015 г.                                                           г. Москва

 

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.В., рассмотрев материалы о распространении ОАО «МТС» рекламы тарифной опции «МТС Планшет Mini» с февраля 2015 года на федеральных телеканалах,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение ООО «Т2 Мобайл» с претензией к рекламе тарифной опции «МТС Планшет Mini», распространявшейся с февраля 2015 года в эфире федеральных телеканалов.

В рекламе тарифной опции «МТС Планшет Mini» в форме текста и аудио-сообщения указывалось на предоставление бесплатного трафика в объеме 500 МБ в месяц при пользовании мобильным интернетом 4G:

«Расправьте крылья с мобильным 4G интернетом «МТС Планшет Mini». Каждый месяц 500 МБ бесплатно. МТС – на шаг впереди».

При этом в дисклеймах к ролику в течение короткого времени, не более 5 секунд, с использованием мелкого, нечитаемого шрифта белого цвета приводится иная информация о данной опции и условиях ее использования:

1) 4GLTE – технология предоставления доступа в сеть интернет.

2) В рамках опции «МТС Планшет Mini» (Mini = Мини) абоненту бесплатно предоставляются 500 МБ в месяц (17 МБ в день из расчета 30 дней в одном календарном месяце). За остальной трафик плата списывается только в дни пользования Интернетом.

3) Опция «МТС Планшет Mini» доступна для подключения только на тарифном плане «МТС Коннект-4». Опция действует при нахождении на территории России в сети МТС. Стоимость подключения опции – 30 руб. Подробности на сайте www.planshet.mts.ru

Вместе с тем указанный в дисклеймах текст не представляется возможным прочесть за 5 секунд, ввиду достаточно мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное предложение информацию. Кроме того, содержание указанных дисклеймов трудно воспринять даже при остановке кадра.

Таким образом, в рекламе внимание потребителя фокусируется на утверждении «с мобильным 4G Интернетом «МТС Планшет Mini». Каждый месяц 500 МБ бесплатно.», и содержание рекламы дает потребителям основание полагать, что в течение месяца имеется возможность использовать 500 Мб бесплатного трафика в любой удобный потребителю день как в полном объеме, так и частично без каких-либо дополнительных ограничений.

Согласно условиям тарифной опции «МТС Планшет Mini», размещенным на сайте ОАО «МТС» www.mts.ru, стоимость подключения опции составляет 30 рублей, опция доступна на всей территории России в зоне действия сети МТС только абонентам г. Москвы и Московской области, в рамках опции абонентам ежедневно при выходе в Интернет предоставляется бесплатный пакет трафика 17 Мб, при превышении квоты 17 Мб пакет пошагово увеличивается в зависимости от объема потребляемого трафика (до 50 Мб, до 100 Мб, до 500 Мб, до 1 Гб, до 5 Гб) со списанием определенных сумм (10 рублей или 20 рублей) в счет оплаты за каждое увеличение трафика, далее с наступлением новых суток вновь предоставляется бесплатный пакет 17 Мб, при превышении квоты трафика 5 Гб в сутки доступ в Интернет приостанавливается.

Таким образом, использование потребителями бесплатного мобильного интернет-трафика в объеме 500 Мб в месяц при нахождении в сети 4G возможно только ежедневными порциями в объеме 17 Мб с последующей оплатой трафика при превышении данного лимита, и потребители лишены возможности по своему усмотрению использовать бесплатно в течение месяца 500 Мб трафика.

Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана неполно и мелким нечитаемым шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию — каждый месяц 500 МБ бесплатно, которое сообщается актером в рекламном ролике и дополнительно указано крупным хорошо читаемым шрифтом.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (каждый месяц 500 МБ бесплатно).

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации – способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях использования тарифной опции, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Вместе с тем информация об установленном ежедневном лимите использования бесплатного трафика в течении месяца при подключении тарифной опции и необходимости соответствующей оплаты трафика при превышении лимита является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно условий использования тарифной опции и стоимости услуг при ее подключении.

Таким образом, в рекламе тарифной опции «МТС Планшет Mini», распространявшейся с февраля 2015 г. на федеральных каналах, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС») (юридический адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124, КПП 770901001, дата регистрации 01.03.2000).

На основании части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 3-5-12/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

рекламодатель - ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (ОАО «МТС») (юридический адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124, КПП 770901001, дата регистрации 01.03.2000);

заявитель:

ООО «Т2 Мобайл» (юридический адрес: Ленинградское шоссе, д. 39А, стр. 1, г. Москва, 125212, ОГРН 1137746610088, ИНН 7743895280, КПП 774301001).

3. Назначить дело № 3-5-11/00-08-15 к рассмотрению на « 22 » июня 2015 года в « 11 » часов « 00 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 301 (т. 8 (499) 755 23 23 вн. 674).

4. ОАО «Мегафон» надлежит в срок до « 18 » июня 2015 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов ОАО «МТС» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

копии (образцы, макеты, записи на CD-дисках и пр.) рекламы тарифной опции «МТС Планшет Mini», распространявшейся с февраля 2015 г. на федеральных телеканалах;

копии договоров, платежных поручений и иных материалов, на основании которых с февраля 2015 г. на федеральных телеканалах осуществлялось распространение рекламы тарифной опции «МТС Планшет Mini»;

графики распространения рекламы тарифной опции «МТС Планшет Mini» на федеральных телеканалах с февраля 2015 г. по настоящее время;

информацию о рекламораспространителях с указанием наименования, адреса и реквизитов;

информацию о масштабе рекламной кампании тарифной опции «МТС Планшет Mini» с указанием средств массовой информации и иных способов распространения рекламы, адресной программы, периодов распространения;

письменные объяснения по существу претензий и обстоятельствам распространения рекламы тарифной опции «МТС Планшет Mini».

 

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ОАО «МТС».

 

Явка представителей ОАО «МТС», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу № 3‑5-12/00-08-15 ).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны