Определение №АК/25696/15 Определение о возбуждении дела в отношении ОАО "ВымпелКом" от 26 мая 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-5-15/00-08-15

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

22 мая 2015 г.                                                           г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.В., рассмотрев материалы о распространении ОАО «ВымпелКом» рекламы услуг доступа в Интернет 4G сети «БиЛайн» осенью 2014 года на федеральных телеканалах,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило заявление ООО «Т2 Мобайл» (бренд Теле2) о признаках нарушения законодательства о рекламе в рекламе услуг доступа в Интернет 4G сети «БиЛайн» (ОАО «ВымпелКом»), распространявшейся осенью 2014 года на федеральных телеканалах.

В рекламном ролике продолжительностью 30 секунд был приведен диалог следующего содержания:

- Уважаемый, такси!? Куда ехать?

- Подвезти?

- А сколько?

- Да ни сколько!

- Помедленнее!

- Чем быстрее – тем бесплатнее!

Только для абонентов Билайн быстрый 4G интернет безлимитно и бесплатно. Подключайтесь к Билайн!

- Правда бесплатно?

- Бесплатно, даром, no money, за дармо!

- Как,

- За так!

Билайн. Просто. Удобно. Для тебя!

Представленный аудиоряд в совокупности с видеорядом воспринимается как гарантия того, что «БиЛайн» предоставляет своим абонентам услугу доступа в Интернет 4G бесплатно и безлимитно.

Однако в дисклеймерах к ролику в течение короткого времени, не более 5 секунд, с использованием мелкого, нечитаемого шрифта белого цвета приводятся дополнительные условия доступа к 4G Интернету:

1. Для тарифов с включенным интернет-трафиком или опциями («Все!», «Хайвей» и др.);

2. Для абонентов Московского региона с 01.10.2014 по 15.01.2015 интернет-трафик, включенный в тариф или предоставленный в рамках опции, не расходуется при нахождении абонента в сети 4G; использование услуги в сети 4G не ограничено;

3. Подробнее об условиях акции и ее доступности – на beeline.ru.

Вместе с тем указанный текст в дисклеймерах не представляется возможным прочесть за 5 секунд, в виду достаточно мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное предложение информацию.

Таким образом, в рекламе внимание потребителя фокусируется на утверждении «4G безлимитно и бесплатно», и содержание рекламного ролика дает потребителям основание полагать, что данная услуга предоставляется бесплатно без каких-либо ограничений и условий.

На сайте ОАО «ВымпелКом» http://moskva.beeline.ru/customers/help/mobile/mobilnyy-internet/4g/ размещена информация об услуге доступа в Интернет 4G.

Для того, чтобы подключить данную услугу необходимо приобрести мобильное устройство с поддержкой 4G в случае его отсутствия, получить USIM-карту с поддержкой 4G (предоставляется бесплатно с сохранением номера) и подключить тариф «ВСЁ» или опцию «Хайвей».

Согласно условиям опции «Хайвей», размещенным на сайте http://moskva.beeline.ru/customers/products/mobile/services/details/highway-3gb-plata-vsutki/, абонентская плата за пользование составляет 13 руб. в сутки, интернет-трафик на месяц предоставляется в объеме 3 ГБ, и при исчерпании лимита предусмотрено:

1. При исчерпании скоростного трафика услуга доступа в интернет будет предоставляться на скорости до 64 Кбит/с до начала следующего расчетного периода;

2. На тарифах предоплатной системы расчетов при исчерпании пакета автоматически подключаются добавочные пакеты скоростного трафика стоимостью 20 руб. за каждые 150 Мб;

3. Если при исчерпании скоростного трафика средств для подключения дополнительного пакета будет недостаточно, скорость может быть снижена до 64 Кбит/с;

4. Чтобы отключить автоматическое подключение добавочных пакетов («Автопродление скорости»), наберите номер <...> или команду *115*230#.

По условиям тарифов семейства «ВСЁ!» стоимость тарифа состоит из абонентской платы, и абоненту в месяц выделяется без доплат объем интернет-трафика от 1 ГБ до 10 ГБ в зависимости от выбранного тарифа. Когда установленный лимит закончится, абоненту автоматически подключается услуга «Автопродление скорости» – каждые 150 МБ дополнительного интернета будут стоить 20 рублей.

Таким образом, использование потребителями бесплатного мобильного интернет-трафика в месяц при нахождении в сети 4G возможно только в объеме, включенном в тариф, с последующей оплатой трафика при превышении установленного лимита, и только для абонентов Московского региона с 01.10.2014 по 15.01.2015 использование услуги в сети 4G было не ограничено.

Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана неполно и мелким шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию – 4G безлимитно и бесплатно, которое указано крупным, хорошо читаемым шрифтом.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (4G безлимитно и бесплатно).

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации – способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях использования услуги, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Вместе с тем информация о необходимости соответствующей оплаты трафика при превышении лимита, установленного тарифами, является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно действительной стоимости услуг доступа в Интернет 4G сети «Билайн».

Таким образом, в рекламе услуг доступа в Интернет 4G сети «Билайн», распространявшейся осенью 2014 года на федеральных телеканалах, усматриваются нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ОАО «ВымпелКом» (юридический адрес: ул. Восьмого Марта, д. 10, стр 14, г. Москва, 127083, ОГРН 1027700166636; ИНН 7713076301, КПП 771301001, дата регистрации 28.07.1993).

На основании части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 3-5-15/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

рекламодатель - ОАО «ВымпелКом» (юридический адрес: ул. Восьмого Марта, д. 10, стр 14, г. Москва, 127083, ОГРН 1027700166636; ИНН 7713076301, КПП 771301001, дата регистрации 28.07.1993);

заявитель:

ООО «Т2 Мобайл» (юридический адрес: Ленинградское шоссе, д. 39А, стр. 1, г. Москва, 125212, ОГРН 1137746610088, ИНН 7743895280, КПП 774301001).

3. Назначить дело № 3-5-15/00-08-15 к рассмотрению на « 22 » июня 2015 года в « 13 » часов « 00 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 301 (т. 8 (499) 755 23 23 вн. 674).

4. ОАО «ВымпелКом» надлежит в срок до « 18 » июня 2015 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов ОАО «ВымпелКом» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

копии (образцы, макеты, записи на CD-дисках и пр.) рекламы услуг доступа в Интернет 4G сети «Билайн» с утверждением бесплатно и безлимитно, распространявшейся осенью 2014 г. на федеральных телеканалах;

копии договоров, платежных поручений и иных материалов, на основании которых с осени 2014 г. на федеральных телеканалах осуществлялось распространение рекламы услуг доступа в Интернет 4G сети «Билайн» с утверждением бесплатно и безлимитно;

графики распространения рекламы услуг доступа в Интернет 4G сети «Билайн» с утверждением бесплатно и безлимитно на федеральных телеканалах с осени 2014 г. по настоящее время;

информацию о рекламораспространителях с указанием наименования, адреса и реквизитов;

информацию о масштабе рекламной кампании услуг доступа в Интернет 4G сети «Билайн» с утверждением бесплатно и безлимитно с указанием средств массовой информации и иных способов распространения рекламы, адресной программы, периодов распространения;

письменные объяснения по существу претензий и обстоятельствам распространения рекламы услуг доступа в Интернет 4G сети «Билайн» с утверждением бесплатно и безлимитно.

 

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ОАО «ВымпелКом».

 

Явка представителей ОАО «ВымпелКом», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу № 3‑5-15/00-08-15 ).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.

Связанные организации

Связанные организации не указаны