Решение №АК/31795/15 Решение и предписание по делу № 3-5-15/00-08-15 от 25 июня 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-5-15/00-08-15

22 июня 2015 г.                                                                                      г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

рассмотрев дело № 3-5-15/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения осенью 2014 года на федеральных каналах рекламы услуг доступа в Интернет 4G сети «БиЛайн» (ОАО «ВымпелКом»),

в отсутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (рекламодатель):

ОАО «ВымпелКом» (адрес: ул. Восьмого марта, д.10, стр. 14, г. Москва, 127083) – не явился, надлежащим образом уведомлен,

заявителя:

ООО «Т2 Мобайл» (адрес:Ленинградское шоссе, д.39А, стр.1, г. Москва, 125212) - <...> (доверенность б/н от 09.06.2015), <...> (доверенность б/н от 09.06.2015),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило заявление ООО «Т2 Мобайл» (бренд Теле2) о признаках нарушения законодательства о рекламе в рекламе услуг доступа в Интернет 4G сети «БиЛайн» (ОАО «ВымпелКом»), распространявшейся осенью 2014 года на федеральных телеканалах.

В рекламном ролике продолжительностью 30 секунд был приведен диалог следующего содержания:

- Уважаемый, такси!? Куда ехать?

- Подвезти?

- А сколько?

- Да ни сколько!

- Помедленнее!

- Чем быстрее – тем бесплатнее!

Только для абонентов Билайн быстрый 4G интернет безлимитно и бесплатно. Подключайтесь к Билайн!

- Правда бесплатно?

- Бесплатно, даром, no money, за дармо!

- Как,

- За так!

Билайн. Просто. Удобно. Для тебя!

Представленный аудиоряд в совокупности с видеорядом воспринимается как гарантия того, что «БиЛайн» предоставляет своим абонентам услугу доступа в Интернет 4G бесплатно и безлимитно.

Однако в дисклеймерах к ролику в течение короткого времени, не более 5 секунд, с использованием мелкого, нечитаемого шрифта белого цвета приводятся дополнительные условия доступа к 4G Интернету:

1. Для тарифов с включенным интернет-трафиком или опциями («Все!», «Хайвей» и др.);

2. Для абонентов Московского региона с 01.10.2014 по 15.01.2015 интернет-трафик, включенный в тариф или предоставленный в рамках опции, не расходуется при нахождении абонента в сети 4G; использование услуги в сети 4G не ограничено;

3. Подробнее об условиях акции и ее доступности – на beeline.ru.

Вместе с тем указанный текст в дисклеймерах не представляется возможным прочесть за 5 секунд, в виду достаточно мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное предложение информацию.

Таким образом, в рекламе внимание потребителя фокусируется на утверждении «4G безлимитно и бесплатно», и содержание рекламного ролика дает потребителям основание полагать, что данная услуга предоставляется бесплатно без каких-либо ограничений и условий.

На сайте ОАО «ВымпелКом» http://moskva.beeline.ru/customers/help/mobile/mobilnyy-internet/4g/ размещена информация об услуге доступа в Интернет 4G.

Для того, чтобы подключить данную услугу необходимо приобрести мобильное устройство с поддержкой 4G в случае его отсутствия, получить USIM-карту с поддержкой 4G (предоставляется бесплатно с сохранением номера) и подключить тариф «ВСЁ» или опцию «Хайвей».

Согласно условиям опции «Хайвей», размещенным на сайте http://moskva.beeline.ru/customers/products/mobile/services/details/highway-3gb-plata-vsutki/, абонентская плата за пользование составляет 13 руб. в сутки, интернет-трафик на месяц предоставляется в объеме 3 ГБ, и при исчерпании лимита предусмотрено:

1. При исчерпании скоростного трафика услуга доступа в интернет будет предоставляться на скорости до 64 Кбит/с до начала следующего расчетного периода;

2. На тарифах предоплатной системы расчетов при исчерпании пакета автоматически подключаются добавочные пакеты скоростного трафика стоимостью 20 руб. за каждые 150 Мб;

3. Если при исчерпании скоростного трафика средств для подключения дополнительного пакета будет недостаточно, скорость может быть снижена до 64 Кбит/с;

4. Чтобы отключить автоматическое подключение добавочных пакетов («Автопродление скорости»), наберите номер <...> или команду *115*230#.

По условиям тарифов семейства «ВСЁ!» стоимость тарифа состоит из абонентской платы, и абоненту в месяц выделяется без доплат объем интернет-трафика от 1 ГБ до 10 ГБ в зависимости от выбранного тарифа. Когда установленный лимит закончится, абоненту автоматически подключается услуга «Автопродление скорости» – каждые 150 МБ дополнительного интернета будут стоить 20 рублей.

Таким образом, использование потребителями бесплатного мобильного интернет-трафика в месяц при нахождении в сети 4G возможно только в объеме, включенном в тариф, с последующей оплатой трафика при превышении установленного лимита, и только для абонентов Московского региона с 01.10.2014 по 15.01.2015 использование услуги в сети 4G было не ограничено.

Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана неполно и мелким шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию – 4G безлимитно и бесплатно, которое указано крупным, хорошо читаемым шрифтом.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (4G безлимитно и бесплатно).

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации – способом, затрудняющим ее восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях использования услуги, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Вместе с тем информация о необходимости соответствующей оплаты трафика при превышении лимита, установленного тарифами, является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно действительной стоимости услуг доступа в Интернет 4G сети «Билайн».

Таким образом, в рекламе услуг доступа в Интернет 4G сети «Билайн», распространявшейся осенью 2014 года на федеральных телеканалах, усматриваются нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ОАО «ВымпелКом» (юридический адрес: ул. Восьмого Марта, д. 10, стр. 14, г. Москва, 127083, ОГРН 1027700166636; ИНН 7713076301, КПП 771301001, дата регистрации 28.07.1993).

На основании части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей распространявшуюся осенью 2014 г. на федеральных каналах рекламу услуг доступа в Интернет 4G сети «БиЛайн», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях предоставления указанных услуг, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно условий предоставления услуг.

2. Выдать ОАО «ВымпелКом» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы - ОАО «ВымпелКом».

Решение изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

по делу № 3-5-15/00-08-15

22 июня 2015 г.                                                                                   г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

на основании своего решения от 22.06.2015 по делу № 3-5-15/00-08-15 о признании ненадлежащей распространявшейся осенью 2014 года на федеральных каналах рекламы услуг доступа в Интернет 4G сети «БиЛайн», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «ВымпелКом» прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе услуг доступа в Интернет 4G сети «БиЛайн», выразившееся в отсутствии части существенной информации об условиях предоставления указанных услуг, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно условий предоставления услуг.

Срок исполнения предписания 15 дней со дня получения настоящего предписания.

2. ОАО «ВымпелКом» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 июля 2015 года.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны