Определение №АК/31855/17 Определение о возбуждении дела 3-24-24/00-08-17 Ирс 19 Эббот от 12 мая 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-24-24/00-08-17

по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

12 мая 2017 г.                                                                                  г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении рекламы лекарственного препарата «ИРС 19» в мае — июле 2016 года в эфире телеканалов «Пятница», «Россия 1»,

УСТАНОВИЛ:

Реклама лекарственного препарата «ИРС 19» распространялась в двух версиях в мае-июле 2016 года в эфире телеканалов «Пятница», «Россия 1».

В рекламном ролике сообщается:

«Вокруг много вирусов и бактерий, возбудителей насморка и простуды - сложно разобраться. ИРС 19 помогает при первых симптомах. Для борьбы с разными возбудителями он быстро активирует иммунные клетки носа и помогает сократить длительность лечения в 2 раза. ИРС 19 — выкиньте насморк из головы».

Аудиосообщение «помогает сократить длительность лечения в 2 раза» сопровождается сноской: «при добавлении симптоматической терапии, по данным клинического исследования в отношении детей с 6 до 14 лет (Намазова Л.С. И др. Детские инфекции. 2007. - № 2. с. 49-52)», выполненной на 1/10 площади кадра в период с 13 по 16 секунду.

В соответствии с регистрационным удостоверением № П N012103/01 от 21.06.2010 препарат «ИРС 19» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.

В рекламе внимание потребителей фиксируется на утверждениях «он быстро активирует иммунные клетки носа и помогает сократить длительность лечения в 2 раза (прим. - ИРС 19)», «ИРС 19 — выкиньте насморк из головы».

Данные утверждения гарантируют быстрое положительное влияние спрея «ИРС 19» на течение болезни (ринита) и его эффективность в активации иммунных клеток носа и устранении насморка.

Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В. Даля слово гарантия означает ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, заверение, слово гарантировать - в значении гарантировать что, обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, поручиться.

Согласно словарю (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000) слово гарантия — это обеспечение осуществления, исполнения чего-л.; поручительство; то, что подтверждает осуществление, исполнение чего-л.

Слово быстро в русском языке может использоваться в значении предикатива, то есть части речи, используемой в качестве сказуемого и обозначающей процесссостояние или качество, воспринимаемое как состояние. Синоним предикатива - категория состояния.

Слово «быстро» в значении предикатива применительно к действию препарата «ИРС 19» на иммунные клетки носа, способствующие нормальному состоянию слизистой оболочки носа и устранению насморк, является качественной характеристикой действия препарата как очень быстрого.

Соответственно утверждения «он быстро активирует иммунные клетки носа и помогает сократить длительность лечения в 2 раза (прим. - ИРС 19)» заверяет потребителей в том, что действие лекарственного препарата «ИРС 19» наступит быстро, тем самым гарантируя положительное действие препарата и его эффективность в устранении насморка.

Усиливает смысловое значение данного утверждения, как гарантии положительного действия препарата и его эффективность, следующее утверждение: «ИРС 19 — выкиньте насморк из головы».

При этом наделение лекарственного препарата свойством быстрого действия и эффективности не основано на принципах доказательной медицины.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

В рекламном ролике диктор сообщает «ИРС 19 ... помогает сократить длительность лечения в 2 раза», данное сообщение сопровождается сноской: «при добавлении симптоматической терапии, по данным клинического исследования в отношении детей с 6 до 14 лет (Намазова Л.С. И др. Детские инфекции. 2007. - № 2. с. 49-52)», демоснтрируемой в течение 3 секунд на 1/10 площади кадра. Текст данной сноски выполнен мелким нечитаемым шрифтом и фактически отсутствует в рекламе.

Соответственно, в рекламе создается впечатление о том, что применение препарата «ИРС 19» даже без добавления симптоматической терапии помогает сократить длительность лечения в 2 раза.

В инструкции по применению лекарственного препарата «ИРС 19» в разделе «Способ применения и дозы» сообщается:

  • для лечения острых и хронических заболеваний верхних дыхательных путей и бронхов препарат применяется до исчезновения симптомов инфекции.

  • для восстановления местного иммунитета детям и взрослым после перенесенного гриппа и других респираторных вирусных инфекций препарат применяется в течение 2-х недель;

  • при подготовке к плановому оперативному вмешательству и в послеоперационном периоде взрослым и детям по 1 дозе препарата в каждый носовой ход 2 раза в день в течение 2-х недель (начинать курс лечения рекомендуется за 1 неделю до планируемого оперативного вмешательства)

Согласно Справочнику лекарственных препаратов (https://www.vidal.ru/novosti/4771) длительность насморка (ринита) может составлять до 10 дней, согласно Популярной медицинской энциклопедии http://medbooka.ru/nasmork продолжительность острого насморка — от нескольких дней до 23 недель.

Таким образом, продолжительность лечения препаратом «ИРС 19» у взрослых и детей соответствует обычной продолжительности насморка и не отличается от продолжительности лечения препаратами с аналогичным действием.

Соответственно, в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения о том, что применение препарата «ИРС 19» без добавления какой-либо симптоматической терапии помогает сократить длительность лечения в 2 раза.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «ИРС 19», распространявшейся в мае-июле 2016 года в эфире телеканалов «Пятница», «Россия 1», усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 24, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, частью 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «ЭББОТТ ЛЭБОРАТОРИЗ» (Ленинградское шоссе, д. 16 А, стр. 1, г. Москва, 125171, ИНН 7720166323, ОГРН 1077762585680, КПП 772001010, дата регистрации 17.11.2007).

 

На основании пункта 8 части 1 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 3-24-24/00-08-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «ЭББОТТ ЛЭБОРАТОРИЗ» (Ленинградское шоссе, д. 16 А, стр. 1, г. Москва, 125171, ИНН 7720166323, ОГРН 1077762585680, КПП 772001010, дата регистрации 17.11.2007).

 

Идентификатор

3. Назначить дело № 3-24-24/00-08-17 к рассмотрению на 15 июня 2017 в 15 часов 30 минут по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. 413, т. 8(499) 755-23-23 (вн. 674, 474).

 

4. ООО «ЭББОТТ ЛЭБОРАТОРИЗ» надлежит в срок до 12 июня 2017 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

 

копии учредительных документов ООО «ЭББОТТ ЛЭБОРАТОРИЗ» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учёт, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

копии разрешительных документов (регистрационного удостоверения, лицензии на производство и пр.) на лекарственный препарат «ИРС 19»;

копии инструкции по применению лекарственного препарата «ИРС 19»;

копии договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространялась реклама лекарственного препарата «ИРС 19» на телеканалах «Пятница», «Россия 1» в мае — июле 2016 года;

копии рекламы (макеты, образцы и пр.) лекарственного препарата «ИРС 19», распространявшейся на телеканалах «Пятница», «Россия 1» в мае — июле 2016 г.;

копии материалов и документов, подтверждающих утверждение «ИРС 19 ... помогает сократить длительность лечения в 2 раза»;

письменные объяснения по существу предъявляемых претензий.

 

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ООО «ЭББОТТ ЛЭБОРАТОРИЗ».

Явка представителей ООО «ЭББОТТ ЛЭБОРАТОРИЗ», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации, в том числе по делу № 3-24-24/00-08-17).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее.

 

 

 

Заместитель руководителя                                                    А.Б. Кашеваров

Связанные организации

Связанные организации не указаны