Определение №АК/33605/14 Определение о возбуждении дела от 20 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-24-47/00-08-14

по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

«20» августа 2014 г.                                                                                  г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении в учебных и медицинских заведениях Брошюры под заголовком «Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» НИИ Гигиены и органы здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМИ» под названием «Это должен знать каждый» в сентябре-декабре 2013 года,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило заявление Компании «БАЙЕР» с жалобой на распространение печатного материала под видом Брошюры под заголовком «Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» НИИ Гигиены и органы здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМИ» под названием «Это должен знать каждый» Представительством ОАО «Гедеон Рихтер» (Венгрия) г. Москва.

Компания «Байер» сообщает, распространение Брошюры осуществляется с сентября 2013 года посредством передачи ее студентам медицинских ВУЗов, беременным женщинам в рамках различных школ будущих матерей, медицинским работникам, как в лечебных учреждениях, так и в ходе медицинских конференций, а также посредством размещения в больницах и поликлиниках на стойках и столах с открытым доступом. В частности, Компания «Байер» предоставляет фотографию Брошюры, обнаруженную на столике в зоне ожидания пациенток Женской консультации Городской клинической больницы №6, расположенной по адресу: Челябинск, ул. Электростальская, 39, тел. +7(351)721-68-33. Фото сделано сотрудниками ЗАО «Байер» 30 ноября 2013 года.

Согласно информации, представленной Компанией «БАЙЕР», на титульном листе Брошюры указана отметка об ее предназначении для медицинских работников, однако, по своему содержанию формату и стилю она не соответствует признакам материала, предназначенного для медицинских работников. Доказательством этого может послужить содержащиеся в брошюре обращения к аудитории молодых людей, студентов с использованием, помимо прочих, таких неофициальных форм, обращения как «ты» и «тебе». В частности, на странице 2 содержится следующая фраза: «Эта образовательная программа могла обойти ваше учебное заведение, лектор мог заболеть или водитель мог вовремя не привезти эти буклеты вам, ты мог не взять его у лектора или выкинуть, не читая...».

Таким образом, Брошюра адресована широкой аудитории, в том числе студентам, и распространяется в учебных и медицинских заведениях в открытом доступе.

При этом в Брошюре на странице 18 размещена реклама лекарственного препарата «Димиа» под заголовком: «24+4 «ДИМИА» 20 мкг этинилэстрадиола и 3 мг дроспиренона. Сгладить гормональные колебания» с изображением упаковки и описанием свойств препарата. В левом углу страницы расположен товарный знак «ГЕДЕОН РИХТЕР», а также надпись «реклама» мелким белым шрифтом.

Данная реклама сопровождается рекламной статьей под заголовком «Молодежная гормональная контрацепция», содержащей сведения о препарате, направленные на привлечение внимания к данному препарату, формированию или поддержанию интереса к нему и продвижение его на рынке. В частности, данная статья содержит утверждение, что препарат способствует значительному улучшению состояния кожи, уменьшая ее сальность и сокращая угревую сыпь, а также эффективно борется с избыточным ростом лишних волос на лице и теле.

Вместе с тем препарат «Димиа» является рецептурным лекарственным средством, что подтверждается инструкцией по его применению, размещенной на сайте Государственного реестра лекарственных средств http://grls.rosminzdrav.ru.

В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Норма части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Соответствующее предупреждение в Брошюре отсутствует, и данная реклама распространяется среди неограниченного круга лиц.

Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Димиа», распространявшейся в Брошюре под заголовком «Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» НИИ Гигиены и органы здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМИ» под названием «Это должен знать каждый», усматриваются признаки нарушения части 7 и части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, утвержденная в установленном порядке инструкция по медицинскому применению лекарственного средства «Димиа» содержит в качестве единственного показания к применению контрацепцию. Вместе с тем в рекламной статье под заголовком «Молодежная гормональная контрацепция» сообщается, что данный препарат усиливает косметические эффекты, способствует значительному улучшению состояния кожи, уменьшая ее сальность и сокращая угревую сыпь. Соответственно, указанный препарат позиционируется в рекламе как оказывающий положительное влияние на состояние кожи и волос. Однако, инструкция по медицинскому применению данного препарата не содержит таких показаний.

Согласно части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Димиа», распространявшейся в Брошюре под заголовком «Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» НИИ Гигиены и органы здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМИ» под названием «Это должен знать каждый», усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 24 настоящего Федерального закона .

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом частями 7 - 9 статьи 24  настоящего Федерального закона.

Рекламодателем и рекламораспространителем рекламы лекарственного препарата Димиа является ОАО «Гедеон Рихтер» (Венгрия), имеющая на территории Российской Федерации Представительство (адрес: 4-ый Добрынинский пер., д. 8, г. Москва, 121614, свидетельство о регистрации Предствительства в свободном государственном реестре №8469.4, ИНН 9909026348).

На основании частей 6, 7, 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу №3-24-47/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующим в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ОАО «Гедеон Рихтер» (Венгрия) г. Москва, имеющее Представительство на территории Российской Федерации (адрес: 4-й Добрынинский пер., д. 8, г. Москва, 121614, свидетельство о регистрации Предствительства в свободном государственном реестре №8469.4, ИНН 9909026348);

заявитель:

ЗАО «БАЙЕР» (адрес: ул. 3-я Рыбнинская, д. 18, стр. 2, г. Москва, 107113).

3. Назначить дело №3-24-47/00-08-14 к рассмотрению на «26» сентября 2014 года в «15» часов «30» минут по адресу: г. Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11, каб. 413 (т. (495) 254-63-88).

4. Представительству ОАО «Гедеон Рихтер» (Венгрия) г. Москва представить в срок до 19 сентября 2014 года следующие документы:

свидетельство о внесении в сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, выданное ФГУ «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации»;

копию положения о представительстве в действующей редакции;

копию доверенности руководителя представительства;

информацию о масштабе рекламной кампании лекарственного препарата «Димиа» с указанием средств массовой информации и иных способов распространения рекламы, адресной программы, периодов распространения;

копии (образцы, макеты, запись на CD) рекламы лекарственного средства «Димиа»;

копии договоров, платежных поручений и иных документов, на основании которых производилось размещение рекламы лекарственного средства «Димиа»;

копии регистрационного удостоверения о регистрации лекарственного средства «Димиа» в качестве лекарственного средства и иных разрешительных документов на его производство и реализацию;

копию инструкции по медицинскому применению лекарственного средства «Димиа»;

письменные объяснения по существу претензий, а также обстоятельств распространения рекламы.

Все документы должны быть заверены печатью и подписью руководителя Представительства ОАО «Гедеон Рихтер» (Венгрия) г. Москва.

Явка представителей Представительства ОАО «Гедеон Рихтер» (Венгрия) г. Москва, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу №3-24-47/00-08-14).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны