Определение №АК/34472/16 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 3-5-30/00-08-16 от 23 мая 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-5-30/00-08-16

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

23 мая 2016 г.                                                                                  г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении рекламы ПАО «Мегафон» «Грандиозное падение цен. - 50 %»,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило заявление гражданина с претензией к рекламе ПАО «Мегафон» «Грандиозное падение цен. - 50 %» на линейке тарифов «Все включено», распространявшаяся в 2016 году на федеральных телеканалах.

Реклама «Грандиозное падение цен» ПАО «Мегафон» представляет собой диалог между девочкой и актером Евгением Стычкиным:

«-А 50 % это падение или еще снижение?

- Наверное падение.

-А его можно назвать грандиозным?

- Думаю, можно.

- А мне кажется, что нужен другой эпитет. Например, фантастическое или ошеломительное.

- А может быть улётное падение?

- Нет, это уже будет оксюморон».

Начиная с середины видеоролика, в нижней части рекламы появляются дисклеймеры:

на первом дисклеймере: «При подключении или переходе на тариф линейки «Мегафон — Все включено» до 20.04.16 абонентская плата за первый месяц пользования списывается со скидкой 50 %»

на втором дисклеймере: «Перечень тарифных планов, участвующих в акции, а также особенности участия в акции для абонентов Северо-Западного филиала ПАО «Мегафон» - на сайте www.megafon.ru и в салонах связи Мегафон».

Текст с данными условиями выполнен мелким шрифтом и размещался в рекламном видеоролике на 1/9 площади кадра, продолжительность первого дисклеймера составляет 10 секунд, второго – 10 секунд.

Условия, указанные в дисклеймерах, не представляется возможным прочесть, ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное заявление информацию, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

Завершается видеоролик изображением рекламной конструкции, на которой крупным шрифтом указывается «Грандиозное падение цен. - 50%. Мегафон» и заключительной заставкой, в которой на зеленом фоне демонстрируется «- 50% акция на тарифах «Все включено».

Кроме того, голос за кадром озвучивает: «Грандиозное падение цен на тарифах «Все включено». Мегафон по-настоящему рядом».

Согласно условиям акции на линейке тарифных планов «Мегафон - Все включено 50%» период проведения акции с 14.03.2016 по 30.04.2016 (включительно) и заключается в том, что при подключении/переходе Участника Акции на линейку «Мегафон — Все включено» абонентская плата в первый месяц пользования на указанном тарифном плане составляет 50 % от базовой абонентской платы и списывается в полном размере, начиная со второго месяца абонентская плата списывается в соответствии с базовыми условиями тарифного плана линейки «Мегафон — Все включено», действующим в домашнем регионе.

Соответственно на линейке тарифных планов «Мегафон - Все включено» в рамках акции предусматривается всего лишь скидка на оплату услуг за первый месяц пользования тарифом и не происходит изменение (падение) цен на услуги связи на данных тарифах.

Информация о том, что под грандиозным падением цен в рекламе подразумевается скидка 50 % по оплате услуг связи в первый месяц пользования на линейке тарифов «Все включено» указана мелким нечитаемым шрифтом, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное заявление информацию, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях стоимости тарифа, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Информация о таком условии является существенной для потребителей, и ее отсутствие обманывает их ожидания и искажает смысл рекламы, следовательно, реклама вводит потребителей в заблуждение действительной стоимости услуг связи на тарифе «Все включено».

Учитывая изложенное, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия и источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Информация о сроке проведения акции (с 14.03.2016 по 30.04.2016) и источнике информации об организаторе (сайте www.megafon.ru) указана в рекламе «Грандиозное падение цен» на линейке тарифов «Все включено» мелким нечитаемым шрифтом, соответственно, фактически данная информация отсутствуют.

Учитывая изложенное, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 1, 2 статьи 9 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ПАО «Мегафон» (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001, дата регистрации 15.07.2002).

На основании части 7 статьи 5, пункта 1, 2 статьи 9, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу 3-5-30/00-08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ПАО «МегаФон» (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001; дата регистрации 15.07.2002).

3. Назначить дело 3-5-30/00-08-16 к рассмотрению на « 20 » июня 2016 года в « 12 » часов « 20 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 301, 3 этаж (т. 8 (499) 755 23 23 вн. 474).

4. ПАО «МегаФон» надлежит в срок до 17 июня 2016 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов ПАО «МегаФон» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, выписку из ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

копии (образцы, макеты, записи на CD-дисках и пр.) рекламы «Грандиозное падение цен. - 50 %» на линейке тарифов «Все включено», распространявшейся в 2016 году на федеральных телеканалах;

копии договоров, платежных поручений и иных материалов, на основании которых в 2016 г. в эфире телеканалов осуществлялось распространение рекламы «Грандиозное падение цен. - 50 %» на линейке тарифов «Все включено»;

графики распространения рекламы «Грандиозное падение цен. - 50 %» на линейке тарифов «Все включено» в эфире телеканалов в 2016 г.;

информацию о рекламораспространителях с указанием наименования, адреса и реквизитов;

информацию о масштабе рекламной кампании «Грандиозное падение цен. - 50 %» на линейке тарифов «Все включено» с указанием средств массовой информации и иных способов распространения рекламы, адресной программы, периодов распространения;

письменные объяснения по существу претензий и обстоятельствам распространения рекламы «Грандиозное падение цен. - 50 %» на линейке тарифов «Все включено».

 

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ПАО «МегаФон».

 

Явка представителей ПАО «МегаФон», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу 3-5-30/00-08-16).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.

Связанные организации

Связанные организации не указаны