Постановление №АК/36713/15 Постановление о наложении штрафа по делу в отношении ПАО "МТ... от 21 июля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу № 4-14.3-541/00-08-15
об административном правонарушении
«21» июля 2015 г. г. Москва
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-541/00-08-15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (адрес: ул. Марксистская, д. 4 г. Москва, 109147, ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076, КПП 770901001, дата регистрации 01.03.2000),
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступило обращение ООО «Т2 Мобайл» с претензией к рекламе тарифной опции «МТС Планшет Mini», распространявшейся в январе-марте 2015 года в эфире федеральных телеканалов.
В рекламе тарифной опции «МТС Планшет Mini» в форме текста и аудио-сообщения указывалось на предоставление бесплатного трафика в объеме 500 МБ в месяц при пользовании мобильным интернетом 4G:
«Расправьте крылья с мобильным 4G интернетом «МТС Планшет Mini». Каждый месяц 500 МБ бесплатно. МТС – на шаг впереди».
При этом в дисклеймерах к ролику в течение короткого времени, не более 5 секунд, с использованием мелкого, нечитаемого шрифта белого цвета приводится иная информация о данной опции и условиях ее использования:
1) 4GLTE – технология предоставления доступа в сеть интернет.
2) В рамках опции «МТС Планшет Mini» (Mini = Мини) абоненту бесплатно предоставляются 500 МБ в месяц (17 МБ в день из расчета 30 дней в одном календарном месяце). За остальной трафик плата списывается только в дни пользования Интернетом.
3) Опция «МТС Планшет Mini» доступна для подключения только на тарифном плане «МТС Коннект-4». Опция действует при нахождении на территории России в сети МТС. Стоимость подключения опции – 30 руб. Подробности на сайте www.planshet.mts.ru
Вместе с тем указанный в дисклеймерах текст не представляется возможным прочесть за 5 секунд, ввиду достаточно мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное предложение информацию. Кроме того, содержание указанных дисклеймеров трудно воспринять даже при остановке кадра.
Таким образом, в рекламе внимание потребителя фокусируется на утверждении «с мобильным 4G Интернетом «МТС Планшет Mini». Каждый месяц 500 МБ бесплатно.», и содержание рекламы дает потребителям основание полагать, что в течение месяца имеется возможность использовать 500 Мб бесплатного трафика в любой удобный потребителю день как в полном объеме, так и частично без каких-либо дополнительных ограничений.
Согласно условиям тарифной опции «МТС Планшет Mini», размещенным на сайте ПАО «МТС» www.mts.ru, стоимость подключения опции составляет 30 рублей, опция доступна на всей территории России в зоне действия сети МТС только абонентам г. Москвы и Московской области, в рамках опции абонентам ежедневно при выходе в Интернет предоставляется бесплатный пакет трафика 17 Мб, при превышении квоты 17 Мб пакет пошагово увеличивается в зависимости от объема потребляемого трафика (до 50 Мб, до 100 Мб, до 500 Мб, до 1 Гб, до 5 Гб) со списанием определенных сумм (10 рублей или 20 рублей) в счет оплаты за каждое увеличение трафика, далее с наступлением новых суток вновь предоставляется бесплатный пакет 17 Мб, при превышении квоты трафика 5 Гб в сутки доступ в Интернет приостанавливается.
Таким образом, использование потребителями бесплатного мобильного интернет-трафика в объеме 500 Мб в месяц при нахождении в сети 4G возможно только ежедневными порциями в объеме 17 Мб с последующей оплатой трафика при превышении данного лимита, и потребители лишены возможности по своему усмотрению использовать бесплатно в течение месяца 500 Мб трафика.
Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана неполно и мелким нечитаемым шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию — каждый месяц 500 МБ бесплатно, которое сообщается актером в рекламном ролике и дополнительно указано крупным хорошо читаемым шрифтом.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (каждый месяц 500 МБ бесплатно).
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации – способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях использования тарифной опции, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Вместе с тем информация об установленном ежедневном лимите использования бесплатного трафика в течении месяца при подключении тарифной опции и необходимости соответствующей оплаты трафика при превышении лимита является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно условий использования тарифной опции и стоимости услуг при ее подключении.
Таким образом, реклама тарифной опции «МТС Планшет Mini», распространявшейся с февраля 2015 г. на федеральных каналах, нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (ПАО «МТС») (юридический адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076, КПП 770901001, дата регистрации 01.03.2000).
Согласно сведениям о юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц, размещенном на сайте ФНС России (http://egrul.nalog.ru/), ОАО «Мобильные ТелеСистемы» внесло изменения в название организационно-правовой формы общества. С 01.07.2015 полное наименование юридического лица - ПАО «Мобильные ТелеСистемы».
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
ПАО «МобильныеТелеСистемы» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина ПАО «Мобильные ТелеСистемы» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы тарифной опции «МТС Планшет Mini», распространявшейся в январе-марте 2015 года в эфире федеральных телеканалов.
Руководствуясь частью 7 статьи 5, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Применить к ПАО «Мобильные ТелеСистемы» меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.
-
-
-
Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
-
-
Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)
Банк получателя: Отделение 1 Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу г. Москва
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 1 16 26000 01 6000 140
ОКТМО 45380000
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте avdegtyaryova@fas.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.