Постановление №АК/38420/15 Постановление о наложении штрафа по делу в отношении ООО"РО... от 29 июля 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-14.3-557/00-08-15

об административном правонарушении

«29» июля 2015 г.                                                                    г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-557/00-08-15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО «РОЛЬФ» (адрес: Ленинградское шоссе, владение 21, г. Химки, Московская область, 141408, ИНН 5047059383, ОГРН 1045009553577, КПП 504701001, дата регистрации: 29.03.2004),

УСТАНОВИЛ:

На основании приказа № 182/15 от 24.03.2015 руководителя ФАС России Артемьева И.Ю. была проведена выездная плановая проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «РОЛЬФ».

В ходе проверки выявлено, что в апреле 2015 г. посредством листовок (двухстороняя, размер А5) и напольной конструкции (Rollup размер 90 см х 2 м) в дилерском центре РОЛЬФ Химки распространялась реклама с предложением к продаже обновленного MITSUBISHI OUTLANDER с указанием ставки 5,9 %.

В рекламе содержится следующая информация:

«MITSUBISHI OUTLANDER. Новый взгляд.

Ставка 5,9 % 1»,

выполненная крупным шрифтом, а также поясняющая сноска, выполненная мелким недоступным для прочтения шрифтом, следующего содержания:

«Реклама. Товар сертифицирован «РОЛЬФ Химки» офиц.дилер автомобилей Mitsubishi в России. 1) ставка 5,9 % - маркетинговая ставка по программе Mitsubishi Motors Finance (Мицубиси Моторс Финанс), реализуемой совместно с АО МС Банк Рус ( Лицензия ЦБ РФ № 2789 от 14.11.2014), далее – «Банк». Указанная маркетинговая ставка не является процентной ставкой по кредиту. При приобретении автомобиля в кредит с привлечением кредитных средств Банка, клиентам предоставляется скидка на автомобиль Mitsubishi Outlander со стороны официального дилера автомобилей Mitsubishi в размере, эквивалентном снижению процентной ставки по кредитному договору до значения маркетинговой ставки, при условии оформления услуги trade in. Условия кредитования: мин.сумма кредита – 150 000 руб.; макс. Сумма кредита – 85% от стоимости автомобиля, срок кредита – 12 мес., процентная ставка 19,9 % годовых. Обязательно страхование по рискам ущерб и угон автомобиля (КАСКО) на полную стоимость автомобиля, выгодоприобретатель – Банк по рискам угон и утрата/полная гибель в размере непогашенной задолженности; неустойка в размере 0,1 % от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки платежа по кредиту; обеспечение по кредиту – залог приобретаемого автомобиля. Банк вправе в течение срока действия вышеуказанных предложений вносить изменения в условия, тарифы, состав услуг и параметры продуктов по собственному усмотрению. Предложение носит информационный характер, не является публичной офертой, определяемой положениями Ст. 437 ГКРФ. Предложение действует с 01.04.2015 по 30.04.2015 г. Подробную информацию по телефону 8 (495) 788 99 77».

Указание в рекламе крупным шрифтом привлекательной информации о ставке в размере 5,9% дает основание полагать, что потребителям предлагается воспользоваться кредитом с процентной ставкой 5,9% годовых на покупку автомобилей Mitsubishi Outlander.

Однако, как следует из поясняющей сноски, ставка 5,9 % - это маркетинговая ставка по программе Mitsubishi Motors Finance, а не ставка по кредиту для приобретения автомобиля Mitsubishi Outlander. Данная маркетинговая ставка применяется при расчете скидки, которая предоставляется клиентам при условии заключения ими кредитного договора с АО МС Банк Рус и оформления услуги trade in. При этом согласно условиям кредитования процентная ставка составляет 19,9 % годовых при сроке кредита 12 месяцев.

Представленная в сноске информация является существенной для потребителей при выборе товара.

Вместе с тем текст поясняющей сноски занимает менее 1/11 площади напольной конструкции и размещен непосредственно у пола. На рекламной листовке поясняющей сноске отведено менее 1/10 площади листовки. При этом в рекламных материалах поясняющая сноска выполнена мелким нечитаемым шрифтом, и форма ее представления в листовке и в напольной конструкции не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст сноски.

Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию и вводятся в заблуждение относительно условий предоставления скидки и условий кредита.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.

Следовательно, выполненные мелким нечитаемым шрифтом сведения о программе Mitsubishi Motors Finance не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги и условия предоставления скидки.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.

Указание в рекламе «Ставка 5,9%» само по себе не позволяет потребителю получить достаточные сведения о предложении, что способствует формированию у него неверных представлений об условиях приобретения автомобиля в кредит и возможности получения скидки.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

Ставка 5,9%, указанная в рекламе, воспринимается как ставка по кредиту, соответственно, в рекламе должны быть указаны остальные условия, влияющие на полную стоимость кредита. Вместе с тем данные условия в рекламе указаны формально и фактически отсутствуют.

Кроме того, в рекламе также формально указано наименование лица, оказывающего финансовую услугу, соответственно фактически данные сведения в рекламе отсутствуют.

Таким образом, реклама с предложением к продаже обновленного MITSUBISHI OUTLANDER с указанием ставки 5,9 %, распространявшаяся в апреле 2015 г. посредством листовок (двухстороняя, размер А5) и напольной конструкции (Rollup размер 90 см х 2 м) в дилерском центре РОЛЬФ Химки, нарушает часть 7 статьи 5, части 1 и 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 5, 28 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «РОЛЬФ» (адрес: Ленинградское шоссе, владение 21, г. Химки, Московская область, 141408, ИНН 5047059383, ОГРН 1045009553577, КПП 504701001, дата регистрации: 29.03.2004).

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

ООО «РОЛЬФ» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина ООО «РОЛЬФ» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы с предложением к продаже обновленного MITSUBISHI OUTLANDER с указанием ставки 5,9 %, распространявшейся в апреле 2015 г. посредством листовок (двухстороняя, размер А5) и напольной конструкции (Rollup размер 90 см х 2 м) в дилерском центре РОЛЬФ Химки.

Руководствуясь частью 7 статьи 5, частями 1, 3 статьи 28, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Применить к ООО «РОЛЬФ» меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.

2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)

Банк получателя: Отделение 1 Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу г. Москва

ИНН 7703516539

КПП 770301001

БИК 044583001

р/с 40101810800000010041

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

ОКТМО 45380000

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте avdegtyaryova@fas.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны