Постановление №АК/39343/16 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу № 4-14.3-58... от 9 июня 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 4-14.3-588/00-08-16

об административном правонарушении

 

09 июня 2016 г.                                                                        г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-588/00-08-16 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО «Московский кредитный банк» (адрес: ул. Луков переулок, д. 2, к. 1, г. Москва, 107045, ОГРН 1027739555282, ИНН 7734202860, КПП 775001001, дата регистрации: 18.11.2002) по факту распространения рекламы финансовых услуг ПАО «Московский кредитный банк» посредством телефонного звонка 23 сентября 2015 года без согласия абонента,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение гражданина о распространении рекламы финансовых услуг ПАО «Московский кредитный банк» по сети подвижной радиотелефонной связи посредством телефонного звонка на его абонентский номер.

Гражданин <...> (далее - Заявитель) указал, что на его телефонный номер (<...>) 23 сентября 2015 года поступил телефонный звонок с рекламой финансовых услуг ПАО «Московский кредитный банк».

Вместе с тем 21 марта 2015 года Заявитель обратился в ПАО «Московский кредитный банк» с письменным требованием удалить его персональные данные из всех баз данных банка и у третьих лиц, которые действовали по поручению банка, в том числе осуществляли информационные, рекламные рассылки и другие услуги.

Таким образом, Заявитель отказался от получения рекламы по сетям электросвязи от ПАО «Московский кредитный банк».

ПАО «Московский кредитный банк» письмом от 30 марта 2015 года сообщил Заявителю, что банк не осуществляет обработку персональных данных Заявителя на дату составления данного письма.

Вместе с тем 23 сентября 2015 года Заявителю поступил звонок с номера 8-495-797-42-22, принадлежащего ПАО «Московский кредитный банк», с предложением кредита и кредитной карты банка. При этом к Заявителю обратились по имени отчеству.

Факт поступления указанного звонка рекламного характера подтвержден письмом Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу (исх.43174-02-11/77 от 02.12.2015). По факту данного звонка ПАО «Московский кредитный банк» пояснил Управлению Роскомнадзора по Центральному федеральному округу, что данный звонок был осуществлен в результате технического сбоя автоматизированной системы банка.

Таким образом, ПАО «Московский кредитный банк» направил рекламу финансовых услуг банка посредством звонка без согласия абонента.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» информация о кредите и кредитной карте, сообщенная в телефонном звонке, является рекламой финансовых услуг, поскольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – кредиту и кредитной карте, формированию и поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке, а так же лицу, оказывающему услугу – ПАО «Московский кредитный банк».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределённым кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, и о которых заранее не известно откликнутся ли они на рекламное послание по поводу объекта рекламирования (например, приобретут ли рекламируемый товар).

Физические лица, получившие телефонный звонок от банка, в том числе одно физическое лицо, составляют такой неопределённый круг, поскольку заранее не известно ответят ли они на звонок и прослушают ли информацию об услугах ПАО «Московский кредитный банк» и вступят ли в конкретные правоотношения по поводу оформления кредита и кредитной карты.

По смыслу законодательного определения рекламы рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок.

Данные признаки содержатся в информации, сообщенной ПАО «Московский кредитный банк» Заявителю - абоненту мобильной связи, посредством телефонного звонка. Информация об услугах банка распространялась среди неопределенного круга лиц, была направлена на привлечение внимания к услугам банка и формирование интереса к ним в целях продвижения услуг банка на рынке. Такая информация отвечает законодательному определению рекламы и является рекламой.

Из нормы части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» следует, что отсутствие согласия абонента на получение рекламы предполагается, если иное не доказано рекламораспространителем.

Заявитель представил сведения, свидетельствующие о направлении заявления в адрес ПАО «Московский кредитный банк» с требованием прекратить обработку персональных данных, в том числе с целью осуществления продвижения товаров и услуг банка. Письмом банка от 30.03.2015 была подтверждено прекращение обработки персональных данных Заявителя.

Таким образом, распространение рекламы услуг ПАО «Московский кредитный банк» посредством телефонного звонка 23 сентября 2015 года по сети электросвязи осуществлялось без согласия Заявителя в нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Рекламораспространителем является ПАО «Московский кредитный банк» (адрес: ул. Луков переулок, д. 2, к. 1, г. Москва, 107045, ОГРН 1027739555282, ИНН 7734202860, КПП 775001001, дата регистрации: 18.11.2002).

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

ПАО «Московский кредитный банк» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина ПАО «Московский кредитный банк» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы кредита и кредитной карты банка ПАО «Московский кредитный банк» 23 сентября 2015 года путем телефонного звонка без согласия абонента.

Из объяснений представителя ПАО «Московский кредитный банк» следует, что указанный телефонный звонок рекламного характера был совершен в связи с техническим сбоем программного обеспечения банка, что подтверждается единичным случаем такого звонка.

Банком была проведена внутренняя проверка корректной работы программного обеспечения, по результатам которой сотрудниками банка были устранены причины технического сбоя.

В целях исключения подобных случаев в дальнейшем банком принято решение о разработке внутреннего регламента, утверждающего и определяющего основания и порядок распространения рекламы по сетям радиотелефонной связи, а также порядок прекращения распространения рекламы в случае отказа клиентов от получения рекламы.

Оценив доводы ПАО «Московский кредитный банк», ФАС России приходит к заключению, что совершенное ПАО «Московский кредитный банк» правонарушение с учетом его характера, размера причиненного вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и может быть признанно малозначительным

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Принимая во внимание характер правонарушения и размер его общественной опасности, совершенное ПАО «Московский кредитный банк» правонарушение может быть признано малозначительным с объявлением устного замечания.

Руководствуясь частью 1 статьи 18, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», статьями 2.9, 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Освободить ПАО «Московский кредитный банк» от административной ответственности за малозначительностью совершённого административного правонарушения.

Вынести ПАО «Московский кредитный банк» устное замечание.

Прекратить производство по делу № 4-14.3-588/00-08-16 об административном правонарушении, возбуждённому в отношении ПАО «Московский кредитный банк» .

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

 

Заместитель руководителя                                                        А.Б. Кашеваров

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны