Определение №АК/40657/14 Определение о возбуждении дела от 8 октября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-5-58/00-08-14

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

8 октября 2014 г.                                                                                 г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении рекламы тарифа «Все включено» ОАО «Мегафон»,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило заявление гражданина с претензией к рекламе тарифа «МегаФон — Все включено S».

Указанная реклама распространялась в сентябре 2014 года в эфире «Первого канала», а также в вагонах метро посредством стикеров и на отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Москве, в частности, вблизи метро «Октябрьская» напротив магазина «Центр Ювелир».

В рекламе тарифа «Все включено» ОАО «Мегафон» указывалось на абонентскую плату в размере 150 руб./мес (в форме текста и дополнительно в форме аудио-сообщения в рекламном видеоролике).

В нижней части рекламы указывались иные условия тарифа:

«150 рублей - размер абонентской платы за 1 й месяц пользования тарифным планом «МегаФон — Все включено S». Размер абонентской платы за 2-й и последующие месяцы зависит от филиала подключения. Подробнее — www.megafon.ru. Предложение действительно до 12.10.2014» (рекламный видеоролик);

«150 рублей - размер абонентской платы за 1-й месяц пользования тарифным планом «МегаФон - Все включено S». Предложение действительно до 12.10.2014. При переходе с других тарифных планов дополнительно взимается плата за смену тарифного плана в размере 150 рублей. Со второго месяца пользования тарифным планом абонентская плата составит 390 рублей. Подробнее - www.megafon.ru. Предложение действительно до 12.10.2014» (наружная реклама и стикер).

Текст с данными условиями выполнен мелким шрифтом и размещался в рекламном видеоролике на 1/7 площади кадра в течение 3 сек.; в наружной рекламе и стикере — на 1/10 и 1/15 площади рекламы соответственно.

Согласно условиям тарифного плана «Все включено S» абонентская плата 150 рублей предусмотрена только за 1-й месяц пользования услугой и со 2-го месяца увеличивается в размере, зависящем от региона подключения.

Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана мелким нечитаемым шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию — абонентской плате в размере 150 руб./мес., которое указано крупным хорошо читаемым шрифтом и сообщается дополнительно актером в рекламном ролике.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (абонентская плата 150 руб./мес.).

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации – способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях стоимости тарифа, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Вместе с тем информация об изменении размера абонентской платы со 2-го месяца пользования тарифом и ее зависимость от региона подключения является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости услуги по тарифному плану «МегаФон — Все включено S».

Таким образом, в рекламе тарифа «МегаФон - Все включено S», распространявшейся в сентябре 2014 года в эфире «Первого канала», а также в вагонах метро и на отдельно стоящих рекламных конструкциях в г. Москве, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ОАО «Мегафон» (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001, дата регистрации 15.07.2002).

 

На основании части 7 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 3-5-58/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ОАО «Мегафон» (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001; дата регистрации 15.07.2002).

3. Назначить дело № 3-5-58/00-08-14 к рассмотрению на « 17 » ноября 2014 года в « 15 » часов « 00 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 319, 3 этаж (т. 8 (499) 755 23 23 вн. 674).

4. ОАО «Мегафон» надлежит в срок до 15 ноября 2014 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

копии договоров, платежных поручений и иных материалов, на основании которых в сентябре на территории Российской Федерации осуществлялось распространение рекламы тарифа «МегаФон — Все включено S»;

копии (образцы, макеты, записи на CD-дисках и пр.) рекламы тарифа «МегаФон — Все включено S»;

копии документов, устанавливающих условия тарифа «МегаФон — Все включено S»;

письменные объяснения по существу претензии и обстоятельствам распространения рекламы.

Предоставляемые документы и материалы должны быть заверены печатью и подписью руководителя ОАО «Мегафон».

 

Явка представителей ОАО «Мегафон», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу № 3-5-58/00-08-14 ).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны