Определение №АК/41002/17 Определение о прекращении производства по делу № 3-24-25/00-... от 19 июня 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу № 3-24-25/00-08-17

15 июня 2017 г.                                                                                          г.Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

в присутствии представителей:

лиц, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ПАО «Отисифарм» (адрес: 123317, Россия, г. Москва, ул. Тестовская, д. 10, ОГРН 1135047014145, ИНН 5047149534, КПП 770301001, дата регистрации: 23.12.2013) <...> (доверенность № 7-05/06/17 от 05.06.2017), <...> (доверенность № 6-05/06/17 от 05.06.2017), <...> (доверенность № 4-05/06/17 от 05.06.2017), <...> (доверенность № 9-05/06/17 от 05.06.2017),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу лекарственного препарата «Аципол», распространявшейся в эфире телеканалов «Первый», «НТВ», «Россия» в марте-апреле 2017 года.

Как следует из представленных ПАО «Отисифарм» материалов, в марте-апреле 2017 года в эфире телеканалов распространялись следующие рекламные видеоролики с рекламой лекарственного препарата «Аципол»:

- рекламный видеоролик под условным названием «Малыш» хронометражем 10 секунд;

  • рекламный видеоролик под условным названием «Антибиотики» хронометражем 15 секунд;

  • рекламный видеоролик под условным названием «МЧС» хронометражем 15 секунд.

 

В рекламном ролике под условным наименованием «Малыш» сообщается:

«Беспокоит животик нашего зайку... Сплошное расстройство... Аципол, выручай-ка!

Миллионы бактерий! Микрофлору восстанавливают и животик оздоравливают! Аципол. Бактерии быстрого реагирования».

В рекламном ролике под условным наименованием «Антибиотики» сообщается:

«Антибиотики врач прописал — такого живот мой не ожидал.

Живые бактерии Аципола, летите!

И маме моей скорей помогите!

Микрофлору восстанавливают и кишечник оздоравливают! Бактерии быстрого реагирования. Аципол. Чтобы дискомфорт в кишечнике прошел».

В рекламном ролике под условным наименованием «МЧС» (15 секунд) сообщается:

«Стресс, еда на бегу, в животе дискомфорт! На помощь отряд Аципола придет! Миллионы живых бактерий летят! От дискомфорта избавить спешат! Микрофлору восстанавливают и кишечник оздоравливают! Аципол. Бактерии быстрого реагирования».

В соответствии с регистрационным удостоверением № ЛС-001915 от 17.08.2011 «Аципол» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.

В рекламе внимание потребителей фиксируется на утверждениях «От дискомфорта избавить спешат (прим.-полезные бактерии)», «Бактерии быстрого реагирования».

Данные утверждения гарантируют быстрое реагирование полезных бактерий, являющихся активным веществом лекарственного препарата «Аципол», на причину дискомфорта в кишечнике, то есть гарантируют быстрое положительное влияние на течение болезни и его эффективность в восстановлении микрофлоры кишечника и его оздоровлении.

Соответственно утверждения «От дискомфорта избавить спешат (прим.-полезные бактерии)», «Бактерии быстрого реагирования» заверяют потребителей в том, что действие лекарственного препарата «Аципол» наступит быстро, тем самым гарантируя положительное действие препарата и его эффективность в оздоровлении кишечника.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

Вместе с тем как следует из объяснений ПАО «Отисифарм», согласно Толковому словарю русского языка Ожегова С.И. реагирование означает отзываться каким-н. образом на раздражение, воздействие извне; 2) проявлять свое отношение к чему-н.

Соответственно по мнению Общества, слово «реагирование» означает способность проявления реакции на что-либо. «Реагирование» - не является синонимом слова «действие» и в сочетании с фразами, использованными в рекламе, не содержит гарантии в отношении результата воздействия препарата, как и не описывает степень положительного влияния на течение болезни/организм человека.

Кроме того, как указывает Общество, словосочетание «быстрого реагирования» - устойчивое выражение, используемое для описания специально подготовленного персонала, предназначенного для экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации, то есть готового в любой момент проявить реакцию. Данный термин означает, что такие группы должны быть готовы незамедлительно приступить к выполнению своей миссии. При этом основным отличием живых лактобактерий от структурных лактобактерий является способность реализовать свои функции сразу после попадания в желудочно-кишечный тракт.

Таким образом, фраза «бактерии быстрого реагирования» означает, что бактерии способны проявлять реакцию/ отзываться / реализовывать свои функции после попадания в желудочно-кишечный тракт. При этом в фразе отсутствует обещание наступления положительного результата или терапевтического эффекта от их воздействия.

Из объяснений ПАО «Отисифарм» следует, что использование в рекламе фразы «бактерии быстрого реагирования» нацелено на информирование потребителей о том, что при возникновении необходимости приема лекарственного препарата, бактерии, входящие в состав препарата «Аципол» готовы включиться в работу и готовы начать реализовывать свои функции.

При данных обстоятельствах Комиссия ФАС России пришла к заключению об отсутствии признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» в рекламе лекарственного препарата «Аципол».

 

В рекламном ролике хронометражем 20 секунд сообщается:

«Еда на бегу, в животе дискомфорт. На помощь отряд Аципола придет. Активных бактерий главный секрет: они ведь живые, других таких нет. Миллионы полезных бактерий летят. От дискомфорта избавить спешат. Микрофлору восстанавливают и кишечник оздоравливают. Аципол. Бактерии быстрого реагирования».

В рекламе сообщается «На помощь отряд Аципола придет. Активных бактерий главный секрет - они ведь живые. Других таких нет».

Следовательно в рекламе утверждается, что только в лекарственном препарате «Аципол» содержатся живые бактерии.

Согласно инструкции по применению лекарственного препарата «Аципол» в 1 капсуле содержится не менее 107 живых ацидофильных лактобацилл и полисахарида кефирного грибка – 0,4 мг.

Согласно Государственному реестру лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/) на рынке лекарственных средств есть иные препараты, активным веществом которых являются живые бактерии.

Так, к примеру, в состав лекарственного препарата «Бифидумбактерин Форте» (регистрационное удостоверение № Р N000361/01 от 11.08.2011) входят живые бифидобактерии, сорбированные на частицах активированного угля — не менее 50 млн колониеобразующих единиц (5х107 КОЕ). Одна капсула лекарственного препарата «Линекс» (регистрационное удостоверение № ЛП-001920 от 05.12.2012) содержит: Лебенин, порошок (В 1 г порошка содержится смесь биомассы живых бактерий вида L. acidophilus (sp. L. Gasseri) не менее 4,5 х 107 КОЕ, вида B. Infantis, не менее 3,0 х 107 КОЕ, вида E. Faecium, не менее 4,5 х 107 КОЕ) – 5,04 мг. Общее количество живых лиофилизированных бактерий не менее 1,2 х 107 КОЕ/кап).

При данных обстоятельствах в рекламе сообщаются не соответствующие действительности сведения о преимуществе лекарственного препарата «Аципол» перед другими перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Вместе с тем согласно объяснениям ПАО «Отисифарм» в фразах «Активных бактерий главный секрет - они ведь живые. Других таких нет» рекламодатель говорит о «секрете» бактерий и не указывает на какие-либо преимущества «активных живых бактерий» перед другими бактериями, а также не указывает на преимущества лекарственного препарата «Аципол» перед другими препаратами. В рекламе сообщается о том, что секрет бактерий заключается в том, что они живые, активные. А фраза «Других таких нет» является самостоятельной и законченной фразой, не относящейся к «секрету» и «живым бактериям». И, следовательно, в рекламном ролике отсутствует указание на то, что факт наличия в препарата «Аципол» живых бактерий наделяет его какими-то преимуществами перед другими видами препаратов, содержащих иные виды бактерий.

Также ПАО «Отисифарм» указывает на то, что рекламный ролик хронометражем 20 секунд не распространялся в эфире телеканалов в марте-апреле 2017 года и не распространяется по настоящее время.

Соответственно, в рекламе лекарственного препарата «Аципол» отсутствует утверждение того, что в иных лекарственных препаратах не содержится живых бактерий, а также в рекламе отсутствует сообщение о преимуществе лекарственного препарата «Аципол» перед иными лекарственными препаратами.

С учетом позиции ПАО «Отисифарм» Комиссия ФАС России пришла к заключению об отсутствии признаков нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе лекарственного препарата «Аципол».

 

Руководствуясь подпунктом «а» пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Прекратить производство по делу № 3-24-25/00-08-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Связанные организации

Связанные организации не указаны