Решение №АК/43282/17 Решение по делу № 3-5-23/00-08-17 в отношении ООО "Алкон Фар... от 27 июня 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-5-23/00-08-17

15 июня 2017 г.                                                                             г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

рассмотрев материалы о распространении ООО «Алкон Фармацевтика» рекламы контактных линз «Alcon» в эфире телеканалов «Первый канал», «Россия 1», «Ren-TV», «Петербург — 5 канал», «ТВ-3 Россия», «Пятница», «ТНТ», «МУЗ», «СТС», «СТС LOVE» в январе 2017 года,

в присутствии лиц, участвующих в деле:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «Алкон Фармацевтика» (ОГРН 1027739129857, ИНН 7709354370, КПП 774301001, юридический адрес: 125315, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 72, корп. 3, дата регистрации: 29.08.2002) — <...>, <...>(доверенность № 102/2017 от 29.05.2017),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к рекламе контактных линз «Alcon», распространявшейся в январе 2017 года в эфире телеканалов «Первый канал», «Россия 1», «Ren-TV», «Петербург — 5 канал», «ТВ-3 Россия», «Пятница», «ТНТ», «МУЗ», «СТС», «СТС LOVE».

В рекламе контактных линз «DAILIES TOTAL 1» от Алкон сообщается:

«-Ты ведь тоже носишь контактные линзы с утра и до позднего вечера?

-Мои линзы...я не чувствую.

Dailes Total One от Алкон сделаны из уникального водоградиентного материала, благодаря которому натуральная слеза — это все, что касается ваших глаз. Линзы, которые не чувствуешь с утра и до позднего вечера. Убедитесь сами, или мы вернем вам деньги. Алкон - № 1 в офтальмологии».

Реклама завершается кадром с изображением упаковок контактных линз «DAILIES TOTAL 1» от Алкон, контактных линз «AIR OPTIX» от Алкон, средства по уходу за линзами и выполненным крупным хорошо читаемым шрифтом утверждением «Alcon - № 1 в офтальмологии*» и надписью «Alcon A Novartis Devision**».

В сноске сообщается следующее:

«* Согласно базам данных ООО «Ай Эм Эс Хеллс» ООО «Алкон Фармацевтика» является лидером продаж по объему в денежном выражении (потребительские цены в российских рублях) в группе EphMRA2 S01 «ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГЛАЗ» на территории России за период с января 2015 г. по декабрь 2015 г. Включительно. ООО «Алкон фармацевтика» 125315, г. Москва, просп. Ленинградский, д. 72, корп.3. Тел.: +7 (495) 961-13-33, факс +7 (495) 961-13-39. Мягкие контактные линзы ежедневной замены Dailies Total 1. Рег. уд. № ФСЗ 2012/11470 от 28 июля 2015 года. Мягкие контактные линзы плановой замены AIR OPTIX AQUA. Рег. уд. № ФСЗ 2008/03258 от 28 ноября 2014 года. Раствор многофункциональный для очистки, хранения и дезинфекции контактных линз Опти-Фри Pure Moist с контейнером для хранения контактных линз. РУ № ФСЗ 2011/10610 от 15.04.2016. ** Подразделение Новартис. RUS16DT1071 Октябрь 2016».

 

Использованное в рекламе утверждение «Alcon - № 1 в офтальмологии» в отношении продукции «Alcon», в том числе контактных линз «DAILIES TOTAL 1» от Алкон, указывает на превосходство продукции данного производителя в сравнении с другими товарами, поскольку «№ 1» подразумевает, что рекламируемый товар является первым из числа других однородных товаров, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними.

При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.

Текст сноски, в которой указывается критерий сравнения продукции на рынке офтальмологии, выполнен мелким шрифтом, размещен на 1/6 площади кадра и демонстрируется в рекламном видеоролике в течении 3 секунд.

Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст с критериями, обосновывающими утверждение № 1, ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, в отличие от информации о первенстве продукции «Alcon» в офтальмологии, в том числе контактных линз «DAILIES TOTAL 1» от Алкон, которая в рекламе приводится крупным шрифтом и на которой фиксируется внимание потребителей.

Формальное присутствие в рекламе критерия, по которому проводилось сравнение продукции на офтальмологическом рынке, не позволяет потребителю воспринимать поясняющие рекламное утверждение сведения и не может рассматриваться как их наличие, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

Вместе с тем информация о критериях сравнения продукции является существенной для раскрытия смысла утверждения «Alcon - № 1 в офтальмологии», однако форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил такую существенную информацию.

Соответственно, потребители не получают информацию о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве продукции «Alcon», в том числе контактных линз «DAILIES TOTAL 1» от Алкон, над продукцией других производителей, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.

Использование сравнительной характеристики «Alcon - № 1 в офтальмологии» в рекламе без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

В рекламе отсутствуют критерии сравнения в виду невозможности восприятия поясняющей сноски, соответственно, невозможно установить обоснованность того, что продукция «Alcon», в том числе контактные линзы «DAILIES TOTAL 1» от Алкон действительно является «№ 1» в офтальмологии.

Так, согласно данным Государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий Росздравнадзора на рынке существует ряд других контактных линз, зарегистрированных ранее контактных линз «DAILIES TOTAL 1» от Алкон.

Так, например, линзы контактные «1 DAY ACUVUE TruEye» (ООО «Джонсон&Джонсон») зарегистрированы в качестве медицинского изделия 25.09.2009 под № ФСЗ 2009/03724.

Соответственно по дате регистрации контактных линз в качестве медицинского изделия контактные линзы «DAILIES TOTAL 1» от Алкон не обладают статусом №1 на рынке офтальмологии.

При данных обстоятельствах указание на превосходство продукции «Alcon», в том числе контактных линз «DAILIES TOTAL 1» от Алкон, над иной находящейся в обороте офтальмологической продукции является некорректным и вводит потребителей в заблуждение относительно такого превосходства.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно объяснениям ООО «Алкон Фармацевтика» утверждение «Alcon - № 1 в офтальмологии» не используется в рекламе конкретного товара, а направлено на продвижение и повышение узнаваемости товарного знака «Алкон» как объекта интеллектуальной собственности.

Вместе с тем товарный знак «Alcon» размещен на упаковках продукции компании, в том числе продемонстрированных в рекламе упаковках контактных линз, соответственно, товарный знак «Alcon» служит средством индивидуализации товаров производителей.

Утверждение «Alcon - № 1 в офтальмологии», использованное в рекламе контактных линз «DAILIES TOTAL 1» от Алкон, дает основание полагать, что линзы, производимые компанией «Alcon», также являются номером один в офтальмологии.

Таким образом, в рекламе контактных линз «Alcon», распространявшейся в январе 2017 года в эфире телеканалов «Первый канал», «Россия 1», «Ren-TV», «Петербург — 5 канал», «ТВ-3 Россия», «Пятница», «ТНТ», «МУЗ», «СТС», «СТС LOVE», усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 2, 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Алкон Фармацевтика» (ОГРН 1027739129857, ИНН 7709354370, КПП 774301001, юридический адрес: 125315, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 72, корп. 3, дата регистрации: 29.08.2002).

На основании пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу контактных линз «Alcon», распространявшейся в январе 2017 года в эфире телеканалов «Первый канал», «Россия 1», «Ren-TV», «Петербург — 5 канал», «ТВ-3 Россия», «Пятница», «ТНТ», «МУЗ», «СТС», «СТС LOVE», поскольку в рекламе содержится некорректное сравнение продукции «Alcon», в том числе контактных линз «DAILIES TOTAL 1» от Алкон с иной находящейся в обороте офтальмологической продукции в части указания на превосходство продукции «Alcon» без указания конкретного критерия, по

которому осуществляется сравнение.

2. Выдать ООО «Алкон Фармацевтика» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Алкон Фармацевтика».

Решение изготовлено в полном объеме 26 июня 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны