Постановление №АК/50405/15 Постановление о наложении штрафа по делу в отношении ПАО «Ме... от 18 сентября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-14.3-803/00-08-15

об административном правонарушении

«18» сентября 2015 г.                                                              г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-803/00-08-15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО «Мегафон» (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001, дата регистрации 15.07.2002),

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило заявление гражданина с претензией к рекламе тарифа «МегаФон — Все включено S».

Указанная реклама распространялась в мае 2015 года в эфире телеканалов, в том числе «Первый канал», «Перец», «РБК».

В рекламе тарифа «МегаФон — Все включено S» ПАО «Мегафон» указывалось на абонентскую плату в размере 190 руб./мес. (в форме текста).

В нижней части рекламы указывались иные условия тарифа:

на первом дисклеймере - «190 рублей – размер абонентской платы за 1 й месяц пользования тарифным планом «МегаФон — Все включено S»»;

на втором дисклеймере «Размер абонентской платы за 2-й и последующие месяцы зависит от филиала подключения. Подробнее — www.megafon.ru. Предложение действительно до 31.05.2015» (рекламный видеоролик).

Текст с данными условиями выполнен мелким шрифтом и размещался в рекламном видеоролике на 1/9 площади кадра, продолжительность первого дисклеймера составляет 8 секунд, второго дисклеймера – 4 секунды.

Вместе с тем указанный в дисклеймерах текст не представляется возможным прочесть за 8 и 4 секунды, ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное заявление информацию, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

Согласно условиям тарифного плана «МегаФон — Все включено S», размещенных на официальном сайте ПАО «Мегафон» http://moscow.megafon.ru/, абонентская плата 190 рублей предусмотрена только за 1-й месяц пользования услугой и со 2-го месяца увеличивается в размере, зависящем от региона подключения.

Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана мелким нечитаемым шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию — абонентской плате в размере 190 руб./мес., которое указано крупным хорошо читаемым шрифтом.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (абонентская плата 190 руб./мес.).

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации – способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях стоимости тарифа, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Вместе с тем информация об изменении размера абонентской платы со 2-го месяца пользования тарифом и ее зависимость от региона подключения является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости услуги по тарифному плану «МегаФон — Все включено S».

Таким образом, в рекламе тарифа «МегаФон – Все включено S», распространявшейся в мае 2015 года в эфире телеканалов, в том числе «Первый канал», «Перец», «РБК», усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

Рекламодателем указанной рекламы является ПАО «Мегафон» (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001, дата регистрации 15.07.2002).

 

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

ПАО «Мегафон» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина ПАО «Мегафон» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы тарифа «МегаФон – Все включено S» в эфире федеральных телеканалов.

Руководствуясь частью 7 статьи 5, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Применить к ПАО «Мегафон» административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.

      • Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)

Банк получателя: Отделение 1 Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу г. Москва

ИНН 7703516539

КПП 770301001

БИК 044583001

р/с 40101810800000010041

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

ОКТМО 45380000

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте avdegtyaryova@fas.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны