Определение №АК/50454/15 Определение о возбуждении дела в отношении ПАО «Сбербанк Ро... от 18 сентября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-18-37/00-08-15

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

«18» сентября 2015 г. г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении в 2015 году рекламы услуг ПАО «Сбербанк России» по сети подвижной радиотелефонной связи посредством смс-сообщения,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение гражданина о распространении 28 августа 2015 года рекламы финансовых услуг ПАО «Сбербанк России» по сети подвижной радиотелефонной связи посредством смс-сообщений.

Гражданин XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX (далее - Заявитель) указал, что на его телефонный номер посредством смс-сообщения 28 августа 2015 года поступила реклама финансовых услуг ПАО «Сбербанк России» после его обращения в ПАО «Сбербанк России» с требованием прекратить рекламные рассылки на его абонентский номер.

09.06.2015 Заявителю пришло смс-сообщение о том, что его претензия зарегистрирована под номером 000913-2015-075539. Письмом ПАО «Сбербанк России» от 17.06.2015 Заявителю сообщили, что его претензия принята к исполнению.

Вместе с тем 28.08.2015 в 16:32 на абонентский номер Заявителя 89036737070 поступила реклама финансовых услуг ПАО «Сбербанк России»:

«XXXXXXXXXXXXXXXX, только с 13.08.15 по 30.09.15 — вклад в Сбербанке по специальной ставке! Успейте открыть вклад Счастливый процент и будьте уверены в надежном сохранении и приумножении Ваших средств! Сделайте это прямо сейчас через Сбербанк Онлайн: http://online.sberbank.ru Ваш Сбербанк»

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» информация о вкладе «Счастливый процент», размещенная в смс-сообщении, является рекламой финансовых услуг, поскольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – вкладу «Счастливый процент», формированию и поддержанию интереса к нему и его продвижению на рынке, а так же лицу, оказывающему услугу – ПАО «Сбербанк России».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределённым кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования, и о которых заранее не известно откликнутся ли они на рекламное послание по поводу объекта рекламирования (например, приобретут ли рекламируемый товар).

Физические лица, получившие смс-сообщения от банка, в том числе одно физическое лицо, составляют такой неопределённый круг, поскольку заранее не известно ознакомятся ли они с смс-сообщением об услугах ПАО «Сбербанк России» и вступят ли в конкретные правоотношения по поводу открытия вклада.

По смыслу законодательного определения рекламы рекламой считается та информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок.

Данные признаки содержатся в информации, направленной ПАО «Сбербанк России» Заявителю - абоненту мобильной связи, посредством смс-сообщения. Информация об услугах банка распространялась среди неопределенного круга лиц, была направлена на привлечение внимания к услугам банка и формирование интереса к ним. Такая информация отвечает законодательному определению рекламы и является рекламой.

Из нормы части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» следует, что отсутствие согласия абонента на получение рекламы предполагается, если иное не доказано рекламораспространителем.

Заявитель предоставил сведения, свидетельствующие о направлении заявления в адрес ПАО «Сбербанк России» с требованием прекратить всю возможную рекламную рассылку. Указанное заявление было зарегистрировано в ПАО «Сбербанк России» 09.06.2015.

Таким образом, распространение смс-рекламы услуг ПАО «Сбербанк России» посредством смс-сообщения в августе 2015 года по сети электросвязи осуществлялось без согласия Заявителя с признаками нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

ПАО «Сбербанк России» (117997, г. Москва, ул. Вавилова, д.19; ИНН 7707083893; КПП 775001001; ОГРН 1027700132195; дата регистрации: 16.08.2002) является рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы.

На основании части 1 статьи 18, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 3-18-37/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ПАО «Сбербанк России» (адрес: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д.19; ИНН 7707083893; КПП 775001001; ОГРН 1027700132195; дата регистрации: 16.08.2002);

3. Назначить дело № 3-18-37/00-08-15 к рассмотрению на « 20 » октября 2015 года в « 11 » часов « 40 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 301, (т. (495) 755-23-23 доб. 088-474).

4. ПАО «Сбербанк России» надлежит в срок до 14 октября 2015 года представить в ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов ПАО «Сбербанк России» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

тексты рекламы услуг ПАО «Сбербанк России», направленной 28.08.2015 в 16:32 XXXXXXXXXXXXXXXXX посредством смс‑сообщения (в смс отправителем обозначен номер <...> );

копии договоров, платежных поручений и иных документов, на основании которых распространялась смс-реклама ПАО «Сбербанк России» по сети электросвязи в августе 2015 г. на телефонные номера абонентов, в том числе гражданину XXXXXXXXXXXXXXXXX;

копии договоров с третьими лицами, включая оператора связи, на основании которых в августе 2015 г. распространялась реклама услуг ПАО «Сбербанк России» по сети электросвязи;

информацию о порядке, в котором ПАО «Сбербанк России» осуществляет распространение рекламы по сетям радиотелефонной связи, и копии документов, определяющих такой порядок;

информацию о способе получения предварительного согласия граждан на распространение смс-рекламы ПАО «Сбербанк России» в их адрес;

информацию о порядке, в котором прекращается распространение рекламы по сетям электросвязи в случае отказа граждан от получения рекламы, и копии документов, определяющих такой порядок;

информацию об используемом в ПАО «Сбербанк России» оборудовании (аппаратах, устройствах) и программном обеспечении для распространения смс-рекламы по сетям электросвязи;

копии документов, свидетельствующих о согласии XXXXXXXXXXXXXXXXX - абонента телефонного номера XXXXXXXXXXX, на получение смс-рекламы услуг ПАО «Сбербанк России»;

копии документов, свидетельствующих о получении и исполнении обращения XXXXXXXXXXXXXXXXX О прекращении рассылки рекламно-информационного характера;

письменные объяснения по существу предъявляемых претензий и обстоятельствам распространения смс‑рекламы услуг ПАО «Сбербанк России» в адрес XXXXXXXXXXXXXXXXX

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ПАО «Сбербанк России».

 

Явка представителей ПАО «Сбербанк России» в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу № 3-18-37/00-08-15).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны