Определение №АК/51608/14 Определение о возбуждении дела от 15 декабря 2014 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-28-64/00-08-14

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

15 декабря 2014 г.                                                                    г. Москва

 

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении рекламы «Денежный кредит под 12%» ОАО ИКБ «Совкомбанк»,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило заявление гражданина с претензией к рекламе «Денежный кредит под 12%» ОАО ИКБ «Совкомбанк».

Указанная реклама распространялась посредством баннеров в Интернете, посредством стикеров в автобусах, а также в июне-июле 2014 года в эфире «Первого канала».

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе «Денежный кредит под 12%», распространявшейся в эфире «Первого канала» в июне-июле 2014 года, крупным шрифтом сообщалось (в форме текста и дополнительно в форме аудио-сообщения в рекламном видеоролике): ВЫ ПЕНСИОНЕР? 12 %*. ДАДИМ ВАМ. Совкомбанк».

Текст с иными условиями кредита (срок и сумма кредита), влияющими на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, размещался в рекламном видеоролике на 20% площади кадра в течение 4 сек. и выполнен мелким нечитаемым шрифтом белого цвета на голубом фоне:

"http://sovcombank.ru/ «Денежный кредит» Сумма кредита 50 000 рублей. Срок кредита 6 месяцев. Ставка 12% годовых. Требуемые документы: паспорт гражданина РФ  и второй документ удостоверяющий личность. В Москве и Московской области требуется предоставление справки 2-НДФЛ. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснений причины. ООО ИКБ «Совкомбанк». Генеральная лицензия Банка России №963. На правах рекламы.»

Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о процентной ставке по кредиту, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, влияющих на сумму расходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит в банке, формируется из тех выплат, которые осуществит заёмщик по кредитному договору в течение срока, на который выдан кредит, исходя из суммы кредита.

К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой финансовой услуги Банка, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Следовательно, выполненные мелким нечитаемым шрифтом сведения в рекламе кредита «Денежный кредит под 12%» ОАО ИКБ «Совкомбанк» не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовым услугам, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.

Указание в рекламе кредитов лишь отдельного условия (процентная ставка) само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о сумме расхода, который понесут воспользовавшиеся услугами лица .

Таким образом, в рекламе кредита «Денежный кредит под 12%» ОАО ИКБ «Совкомбанк» усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 5 и 28 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы финансовых услуг является ОАО ИКБ «Совкомбанк» (ОГРН 1144400000425, ИНН 4401116480, КПП 440101001, дата регистрации 01.09.2014 , юридический адрес: 156000, Костромская обл., г. Кострома, просп. Текстильщиков, 46).

На основании части 7 статьи 5, части 3 статьи 28, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 3-28-64/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ОАО ИКБ «Совкомбанк» (ОГРН 1144400000425, ИНН 4401116480, КПП 440101001, дата регистрации 01.09.2014 , юридический адрес: 156000, Костромская обл., г. Кострома, просп. Текстильщиков, 46).

3. Назначить дело № 3-28-64/00-08-14 к рассмотрению на « 16 » января 2015 года в « 15 » часов « 45 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, зал № 1, 2 этаж (т. 8 (499) 755 23 23 вн. 674).

4. ОАО ИКБ «Совкомбанк» надлежит в срок до 15 января 2015 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

копии договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых в 2014 г. в эфире Первого канала, а также в наземном транспорте посредством стикеров распространялась реклама кредита «Денежный кредит под 12%»;

копии (образцы, макеты, записи на CD-дисках и пр.) указанной рекламы «Денежный кредит под 12%»;

письменные объяснения (с приложением доказательств) по существу предъявляемых претензий и обстоятельствам распространения рекламы.

 

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ОАО ИКБ «Совкомбанк»,.

 

Явка представителей ОАО ИКБ «Совкомбанк», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу № 3-28-64/00-08-14).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны