Определение №АК/53438/14 Определение об отложении рассмотрения дела от 24 декабря 2014 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отложении рассмотрения дела № 3-24-47/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

«12» ноября 2014 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

рассмотрев материалы о распространении рекламы лекарственного препарата «ДИМИА» в учебных и медицинских заведениях по средствам брошюры под заголовком «Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» НИИ Гигиены и органы здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМИ» под названием «Это должен знать каждый» в сентябре-декабре 2013 года,

в присутствии представителей лиц, участвующих в деле:

ОАО «Гедеон Рихтер» (Венгрия) г. Москва, имеющее Представительство на территории Российской Федерации (адрес: 4-й Добрынинский пер., д. 8, г. Москва, 121614, свидетельство о регистрации Предствительства в свободном государственном реестре №8469.4, ИНН 9909026348, ОКПО 18976032) - <...> (доверенность б/н от 25.09.2014);

ЗАО «БАЙЕР» (адрес: ул. 3-я Рыбнинская, д. 18, стр. 2, г. Москва, 107113, ОГРН 1067759692021, ИНН 7704623847, КПП 770401001, дата регистрации: 14.11.2006) - <...>, <...> (доверенность №720 от 07.11.14);

Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» (Малый Казенный переулок, д. 5, корп. 5 г. Москва, 105164) - уведомлен надлежащим образом, не явился,

 

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило заявление Компании «БАЙЕР» с жалобой на распространение рекламы рецептурного лекарственного препарата «ДИМИА» в брошюре под заголовком «Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» НИИ Гигиены и органы здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМИ» под названием «Это должен знать каждый» Представительством ОАО «Гедеон Рихтер» (Венгрия) г. Москва.

Компания «Байер» сообщает, распространение Брошюры осуществляется с сентября 2013 года посредством передачи ее студентам медицинских ВУЗов, беременным женщинам в рамках различных школ будущих матерей, медицинским работникам, как в лечебных учреждениях, так и в ходе медицинских конференций, а также посредством размещения в больницах и поликлиниках на стойках и столах с открытым доступом. В частности, Компания «Байер» предоставляет фотографию Брошюры, обнаруженную на столике в зоне ожидания пациенток Женской консультации Городской клинической больницы №6, расположенной по адресу: Челябинск, ул. Электростальская, 39, тел. +7(351)721-68-33. Фото сделано сотрудниками ЗАО «Байер» 30 ноября 2013 года.

Согласно информации, представленной Компанией «БАЙЕР», на титульном листе Брошюры указана отметка об ее предназначении для медицинских работников, однако, по своему содержанию формату и стилю она не соответствует признакам материала, предназначенного для медицинских работников. Доказательством этого может послужить содержащиеся в брошюре обращения к аудитории молодых людей, студентов с использованием, помимо прочих, таких неофициальных форм, обращения как «ты» и «тебе». В частности, на странице 2 содержится следующая фраза: «Эта образовательная программа могла обойти ваше учебное заведение, лектор мог заболеть или водитель мог вовремя не привезти эти буклеты вам, ты мог не взять его у лектора или выкинуть, не читая...».

Таким образом, Брошюра адресована широкой аудитории, в том числе студентам, и распространяется в учебных и медицинских заведениях в открытом доступе.

При этом в Брошюре на странице 18 размещена реклама лекарственного препарата «Димиа» под заголовком: «24+4 «ДИМИА» 20 мкг этинилэстрадиола и 3 мг дроспиренона. Сгладить гормональные колебания» с изображением упаковки и описанием свойств препарата. В левом углу страницы расположен товарный знак «ГЕДЕОН РИХТЕР», а также надпись «реклама» мелким белым шрифтом.

Данная реклама сопровождается рекламной статьей под заголовком «Молодежная гормональная контрацепция», содержащей сведения о препарате, направленные на привлечение внимания к данному препарату, формированию или поддержанию интереса к нему и продвижение его на рынке. В частности, данная статья содержит утверждение, что препарат способствует значительному улучшению состояния кожи, уменьшая ее сальность и сокращая угревую сыпь, а также эффективно борется с избыточным ростом лишних волос на лице и теле.

Вместе с тем препарат «Димиа» является рецептурным лекарственным средством, что подтверждается инструкцией по его применению, размещенной на сайте Государственного реестра лекарственных средств http://grls.rosminzdrav.ru.

В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Норма части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Соответствующее предупреждение в Брошюре отсутствует, при этом данная реклама распространяется среди неограниченного круга лиц.

Кроме того, утвержденная в установленном порядке инструкция по медицинскому применению лекарственного средства «Димиа» содержит в качестве единственного показания к применению контрацепцию. Вместе с тем в рекламной статье под заголовком «Молодежная гормональная контрацепция» сообщается, что данный препарат усиливает косметические эффекты, способствует значительному улучшению состояния кожи, уменьшая ее сальность и сокращая угревую сыпь. Соответственно, указанный препарат позиционируется в рекламе как оказывающий положительное влияние на состояние кожи и волос. Однако, инструкция по медицинскому применению данного препарата не содержит таких показаний.

Согласно части 6 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Димиа», распространявшейся в брошюре под заголовком «Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» НИИ Гигиены и органы здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМИ» под названием «Это должен знать каждый», усматриваются признаки нарушения частей 6, 7, 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 24 настоящего Федерального закона .

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом частями 7 - 9 статьи 24 настоящего Федерального закона.

Рекламодателем рекламы является ОАО «Гедеон Рихтер» (Венгрия) г. Москва, имеющее Представительство на территории Российской Федерации (адрес: 4-й Добрынинский пер., д. 8, г. Москва, 121614, свидетельство о регистрации Предствительства в свободном государственном реестре №8469.4, ИНН 9909026348, ОКПО 18976032).

Согласно представленной ОАО «Гедеон Рихтер» информации общество заключило договор №301/12-243 от 30.11.12 (приложение 3) с Общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» на работы в области распространения рекламной информации о продуктах компании ОАО «Гедеон Рихтер» в рамках цикла лекций для врачей в течении 2013 года. Работа включает в себя включение информации о продукции ОАО «Гедеон Рихтер» в буклет Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» «Это должен знать каждый» для последующего распространения среди врачей.

Следовательно, рекламораспространителем рекламы является Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» (адрес: Малый Казенный переулок, д. 5, корп. 5 г. Москва, 105164, ОГРН 1097799010231, ИНН 7709442851, КПП 770901001, дата регистрации: 18.06.2009).

Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» на рассмотрение дела не явилась, определение об отложении от 26.09.2014 по делу № 3-24-47/00-08-14 вернулось с пометкой «истек срок хранения».

ООО «БАЙЕР» в своем заявлении ссылается на свидетельские показания третьих лиц, как на доказательства распространения брошюры под заголовком «Это должен знать каждый» среди пациенток медицинских организаций. Однако данные свидетельские показания ООО «БАЙЕР» в ФАС России не представило, представив только фотографию с изображением стола, на котором разложены печатные материалы, в том числе брошюра под заголовком «Это должен знать каждый», а также саму брошюру.

Вместе с тем данная фотография не содержит какой-либо информации, свидетельствующей о месте распространения указанной брошюры (в каком помещении, здании, учреждении и пр.?).

Таким образом, представленные ООО «БАЙЕР» материалы не могут рассматриваться, как надлежащие доказательства распространения рекламы лекарственного препарата «ДИМИА» в местах, не предусмотренных частью 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».

В этой связи ООО «БАЙЕР» необходимо предоставить соответствующие доказательства распространения рекламы лекарственного препарата «ДИМИА» в местах, не предусмотренных частью 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», подтвержденные независимыми третьими лицами.

Соответственно, рассмотрение дела необходимо отложить.

На основании частей 6, 7, 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Рассмотрение дела № 3-24-47/00-08-14 отложить

2. Назначить дело № 3-5-47/00-08-2014 к рассмотрению на «09» февраля 2015 года в 12 часов 00 минут по адресу: г. Москва, Пыжевский пер., д. 6, зал №1, (2 этаж) (справки по тел.: 8 (495)755-23-23 вн.474, каб. 305).

3. Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» надлежит в срок до «02» февраля 2015 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов (устав, свидетельство о постановке на налоговый учёт, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия руководителя организации;

информацию о масштабе рекламной кампании лекарственного препарата «Димиа» с указанием периода и мест распространения буклета «Это должен знать каждый»;

копии (образцы, макеты, буклету и пр.) рекламы лекарственного средства «Димиа»;

копии договоров, платежных поручений и иных документов, на основании которых производилось распространение буклета «Это должен знать каждый» с рекламой лекарственного средства «Димиа»;

копии регистрационного удостоверения о регистрации лекарственного средства «Димиа» в качестве лекарственного средства и иных разрешительных документов на его производство и реализацию;

копию инструкции по медицинскому применению лекарственного средства «Димиа»;

письменные объяснения по существу претензий, а также обстоятельств распространения рекламы.

Все документы должны быть заверены печатью и подписью руководителя Представительства Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья».

4. ЗАО «БАЙЕР» надлежит в срок до «02» февраля 2015 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

доказательства распространения указанной в деле брошюры среди студентов медицинских ВУЗов, пациентов поликлиник, как в учебных, так и лечебных учреждениях, подтвержденные независимыми третьими лицами.

 

Явка представителей Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» и ОАО «Гедеон Рихтер», в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, а также ЗАО «БАЙЕР» для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу № 3-5-47/00-08-14).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны