Постановление №АК/57542/15 Постановление о наложении штрафа по делу в отношении ПАО «Ме... от 20 октября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-14.3-906/00-08-15

об административном правонарушении

 

«20» октября 2015 г.                                                              г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-906/00-08-15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО «Мегафон» (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001, дата регистрации 15.07.2002),

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило заявление ЗАО «Сибинтертелеком» с претензией к рекламе смартфона MegaFon Login+.

Данная реклама распространялась в феврале-марте 2015 года в эфире федеральных телеканалов Рен ТВ, ТВ3, ТНТ, СТС.

В рекламе смартфона MegaFon Login+ звуковым сообщением и крупным хорошо читаемым текстом указывалось, что данное устройство можно приобрести в салонах связи Мегафон по цене 4990 рублей.

В нижней части экрана текстовым сообщением на дисклеймерах указывались иные условия , при которых можно совершить такую покупку:

на первом дисклеймере - «Цена действует до 08.03.2015 при покупке телефона MegaFon Login+ с одновременным подключением опции «Интернет S» или тарифного плана «Мегафон — Все включено М» и внесением абонентской платы за определенный период»;

на втором дисклеймере - «Логин. Цена телефона MegaFon Login+ без подключения опции или тарифного плана 6990 рублей. Количество товара ограничено. Со стоимостью опции и тарифного плана, периодом внесения абонентской платы и подробными условиями в Вашем регионе можно ознакомиться на www.megafon.ru».

Реклама завершается кадром с текстом, выполненным крупным хорошо читаемым шрифтом «Двойная выгода: телефон, он же планшет Login+. 4990 рублей».

Текст дисклеймеров выполнен мелким шрифтом и размещался в рекламном видеоролике примерно на 1/9 площади кадра, продолжительность первого дисклеймера составляет 5 секунд, второго дисклеймера – 4 секунды.

Вместе с тем указанный в дисклеймерах текст не представляется возможным прочесть за 5 и 4 секунды, ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное заявление информацию, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ПАО «Мегафон» http://moscow.megafon.ru/, покупку телефона Megafon Login+ по цене 4990 рублей возможно совершить только при подключении тарифного плана «Мегафон — Все Включено М» с одновременным внесением авансового платежа в размере 1180 рублей для предоплаты двух полных месяцев использования либо при подключении опции «Интернет S» с внесением авансового платежа в размере 700 рублей для предоплаты двух полных месяцев пользования этой опцией. По истечении двух месяцев с момента подключения опции «Интернет S» с Абонента списывается абонентская плата за использование опции «Интернет S» в размере 350 рублей в соответствии с условиями опции «Интернет S». Без подключения указанных опций цена смартфона составляет 6990 рублей.

Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана мелким нечитаемым шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию — цене телефона MegaFon Login+ в размере 4990 рублей, которое указано крупным хорошо читаемым шрифтом.

Формальное присутствие в рекламе условий, при которых возможно приобретение смартфона по цене 4990 рублей, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (цена смартфона — 4990 рублей).

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации – способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях приобретения телефона MegaFon Login+ по цене 4990 рублей, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Вместе с тем информация о том, что приобретение телефона MegaFon Login+ по цене 4990 рублей возможно только с одновременным подключением опции «Интернет S» или тарифного плана «Мегафон — Все включено М» и внесением абонентской платы за определенный период, является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости телефона MegaFon Login +.

Таким образом, реклама телефона MegaFon Login+, распространявшейся в феврале-марте 2015 года в эфире федеральных телеканалов, нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ПАО «Мегафон» (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН 7812014560, КПП 770601001, дата регистрации 15.07.2002).

 

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

ПАО «Мегафон» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина ПАО «Мегафон» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы телефона MegaFon Login+ в феврале-марте 2015 года в эфире федеральных телеканалов.

Руководствуясь частью 7 статьи 5, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Применить к ПАО «Мегафон» административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 400 000 рублей.

      • Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)

 

Банк получателя: Операционный департамент Банка России г. Москва 701

ИНН 7710568760

КПП 771001001

БИК 044501002

р/с 40101810500000001901

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

ОКТМО 45328000

 

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте avdegtyaryova@fas.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны