Решение №АК/59425/15 Решение и предписания по делу в отношении ООО «Джонсон & Джо... от 28 октября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 3-5-39/00-08-15
«20» октября 2015 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев дело № 3-5-39/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространении рекламы лекарственного препарата Париет, распространявшейся ООО «Джонсон & Джонсон» с сентября 2014 года по октябрь 2015 на телеканалах НТВ, 5 канал, Первый канал, REN-TV, ТВ-3 Россия, Ю-ТВ, Пятница, 2Х2, Disney, Россия — 1, Матч ТВ, СТС, Домашний, Перец, СТС Love, НТВ, ТНТ, ТВЦ, Звезда,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО «Джонсон & Джонсон» (юридический адрес: ул.Крылатская, д.17, корп.2, г. Москва, 121614, ОГРН 1027725022940; ИНН 7725216105, КПП 773101001, дата регистрации 23.12.2002) — <...> (доверенность № 2947 от 27.03.2015);
заинтересованных лиц:
АО «Телекомпания НТВ» (юридический адрес: Тверской бул., д.9, корп.1, г. Москва, 123104, ОГРН 1027739667218; ИНН 7703191457, КПП 770301001, дата регистрации 19.03.1998) — <...> (доверенность № 223-2014 от 15.12.2014);
ГТРК «Петербург-5 канал» (юридический адрес: ул. Итальянская, д.27, г. Санкт-Петербург, 191011, ОГРН 1027809218700; ИНН 7808034564, КПП 784101001, дата регистрации 13.01.1993) — не явился,
УСТАНОВИЛА:
Реклама лекарственного препарата Париет распространялась ООО «Джонсон & Джонсон» с сентября 2014 года по октябрь 2015 на телеканалах НТВ, 5 канал, Первый канал, REN-TV, ТВ-3 Россия, Ю-ТВ, Пятница, 2Х2, Disney, Россия — 1, Матч ТВ, СТС, Домашний, Перец, СТС Love, НТВ, ТНТ, ТВЦ, Звезда.
В рекламном ролике лекарственного препарата Париет схематично показывается, как препарат борется с изжогой, возникающей после еды, и демонстрируется упаковка препарата Париет с дозировкой 10 мг.
Согласно данным Государственного реестра лекарственных средств лекарственный препарат «Париет» имеет регистрационный номер П N011880/01, в состав препарата входит активное вещество рабепразол натрий, препарат относится к фармакотерапевтической группе средств, понижающих секрецию желез желудка — протонного наноса ингибитор, препарат выпускается в форме таблеток с дозировкой 10 мг и 20 мг.
Согласно инструкции по применению лекарственного препарата «Париет», утвержденной при регистрации препарата в 2011 г., условие отпуска из аптек препарата в дозировках 10 мг и 20 мг совпадали — по рецепту.
Согласно инструкции по применению лекарственного препарата «Париет», утвержденной в 2014 г., условие отпуска из аптек препарата в дозировке 10 мг изменилось, и препарат в данной дозировке отпускается без рецепта. Отпуск препарата в дозировке 20 мг не изменился — по рецепту.
Продвигается лекарственный препарат Париет на российский рынок компанией ООО «Джонсон & Джонсон», являющейся владельцем регистрационного удостоверения данного препарата.
Рецептурная и безрецептурная дозировка препарата Париет (РЛС Париет 20 мг и ЛС Париет 10 мг) имеют общее регистрационное удостоверение П N011880/01 и обращаются на российском рынке под одним наименованием и в упаковках, дизайн которых обладает сходством.
Упаковки обоих дозировок препарата обладают общими характерными чертами – сходная цветовая гамма, идентичный шрифт для обозначения наименования, а общая композиция, стиль и манера исполнения обоих упаковок очевидно близки.
Упаковки различаются только оттенками используемого цвета, пометкой о массе содержащегося активного вещества и другими мелкими деталями, которые не влияют на общее восприятие упаковок.
С учетом изложенного можно заключить о том, что в целом отдельные отличия упаковок препарата Париет в дозировка 10 мг и 20 мг не способны должным образом индивидуализировать препарат в дозировках, отпускаемых по рецептам и без рецепта врачей, и соответственно не влияют на различительную способность названий товаров и их упаковок при восприятии потребителями их рекламы. В связи с этим лекарственный препарат Париет в дозировке 10 мг в рекламе ассоциируются с препаратом Париет в дозировке 20 мг.
Формированию ассоциации потребителями препарата Париет в дозировке, отпускаемой без рецепта, с его рецептурной дозировкой способствуют как сходство дизайна упаковок и идентичное наименование, так и аналогичные показания к применению и совпадающие цели применения обоих дозировок препарата – лечение заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).
Усиливается эффект такой ассоциации тем, что у рекламируемого препарата Париет в дозировке, отпускаемой без рецепта, места реализации полностью совпадают с местами реализации препарата Париет в дозировке, отпускаемой по рецепту: и в том, и в другом случае это аптечные сети.
Учитывая изложенное, реклама лекарственного средства Париет с содержанием активного вещества 10 мг вызывает прочные ассоциативные связи с лекарственным препаратом Париет, содержащим 20 мг активного вещества и отпускаемым по рецепту врача.
Согласно пункту 16 Письма Президиума ВАС № 37 от 25.12.98 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, рассматривается как реклама этого товара.
Таким образом, распространявшаяся с сентября 2014 года по октябрь 2015 на телеканалах НТВ, 5 канал, Первый канал, REN-TV, ТВ-3 Россия, Ю-ТВ, Пятница, 2Х2, Disney, Россия — 1, Матч ТВ, СТС, Домашний, Перец, СТС Love, НТВ, ТНТ, ТВЦ, Звезда реклама лекарственного препарата Париет в дозировке, отпускаемой без рецепта врача, призвана формировать, поддерживать интерес и способствовать реализации препарата Париет в дозировке, отпускаемой по рецепту врача, и является рекламой последнего.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной рекламой признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.
Согласно части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 2 статьи 5 и части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 — 8 статьи 5, статьей 24 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Джонсон & Джонсон» (юридический адрес: ул.Крылатская, д.17, корп.2, г. Москва, 121614, ОГРН 1027725022940; ИНН 7725216105, КПП 773101001, дата регистрации 23.12.2002).
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 7 — 9 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
Рекламораспространителем указанной рекламы является АО «Телекомпания НТВ» (юридический адрес: Тверской бул., д.9, корп.1, г. Москва, 123104, ОГРН 1027739667218; ИНН 7703191457, КПП 770301001, дата регистрации 19.03.1998).
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена компания ГТРК «Петербург — 5 канал» (юридический адрес: ул. Итальянская, д.27, г. Санкт-Петербург, 191011, ОГРН 1027809218700; ИНН 7808034564, КПП 784101001, дата регистрации 13.01.1993).
Однако определение о возбуждении дела № 3-5-39/00-08-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, направленное в адрес ГТРК «Петербург — 5 канал», было возвращено ФАС России компанией ОАО «Телерадиокомпания «Петербург» с сообщением о том, что ГТРК «Петербург-5 канал» в здании по указанному адресу не располагается.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц ГТРК «Петербург — 5 канал» прекратило свою деятельность путем ликвидации юридического лица 07.06.2011.
Изложенное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела, поскольку рекламодатель ООО «Джонсон & Джонсон» в силу частей 3. 4 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» обязан прекратить распространение ненадлежащей рекламы, включая все средства и способы, которыми она распространялась.
Руководствуясь пунктом 3 части 2 статьи 5, частью 8 статьи 24, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу лекарственного препарата Париет, распространявшуюся ООО «Джонсон & Джонсон» с сентября 2014 года по октябрь 2015 на телеканалах НТВ, 5 канал, Первый канал, REN-TV, ТВ-3 Россия, Ю-ТВ, Пятница, 2Х2, Disney, Россия — 1, Матч ТВ, СТС, Домашний, Перец, СТС Love, НТВ, ТНТ, ТВЦ, Звезда..
2. Выдать ООО «Джонсон & Джонсон» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
3. Выдать АО «Телекомпания НТВ» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Джонсон & Джонсон».
Решение изготовлено в полном объеме 26 октября 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу № 3-5-39/00-08-15
20 октября 2015 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
на основании своего решения от 20.10.2015 по делу № 3-5-39/00-08-15 о признании ненадлежащей рекламы лекарственного препарата Париет, распространявшейся ООО «Джонсон & Джонсон» в ноябре — декабре 2014 года и марте — октябре 2015 на телеканалах НТВ, 5 канал, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Джонсон & Джонсон» (юридический адрес: ул.Крылатская, д.17, корп.2, г. Москва, 121614, ОГРН 1027725022940; ИНН 7725216105, КПП 773101001, дата регистрации 23.12.2002) прекратить нарушение требований пункта 3 части 2 статьи 5, части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» в рекламе лекарственного препарата «Париет», формирующей и поддерживающей интерес потребителей к рецептурному лекарственному препарату «Париет».
Срок исполнения предписания 15 дней со дня получения настоящего предписания.
2. ООО «Джонсон & Джонсон» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 ноября 2015 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу № 3-5-39/00-08-15
20 октября 2015 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
на основании своего решения от 20.10.2015 по делу № 3-5-39/00-08-15 о признании ненадлежащей рекламы лекарственного препарата Париет, распространявшейся ООО «Джонсон & Джонсон» в ноябре — декабре 2014 года и марте — октябре 2015 на телеканалах НТВ, 5 канал, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. АО «Телекомпания НТВ» (юридический адрес: Тверской бул., д.9, корп.1, г. Москва, 123104, ОГРН 1027739667218; ИНН 7703191457, КПП 770301001, дата регистрации 19.03.1998) прекратить нарушение требований пункта 3 части 2 статьи 5, части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» в рекламе лекарственного препарата «Париет», формирующей и поддерживающей интерес потребителей к рецептурному лекарственному препарату «Париет».
Срок исполнения предписания 15 дней со дня получения настоящего предписания.
2. АО «Телекомпания НТВ» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 ноября 2015 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.