Решение №АК/60029/18 Решение по делу № 1-14-200/00-08-17 (ООО "ПК "Техинком-Центр... от 1 августа 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 1-14-200/00-08-17

о нарушении антимонопольного законодательства

 

                                                                                                              г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «13» июня 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено «01» августа 2018 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-14-200/00-08-17 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>

рассмотрев в присутствии представителей АО «Высоковский механический завод» <...>, ООО «АК «Техинком-Центр» <...>, Министерства обороны Российской Федерации <...>,

дело № 1-14-200/00-08-17 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ПК «Техинком-Центр» (Площадь Гагарина, д. 1, г. Тверь, 170100, ИНН 6950191940, ОГРН 1166952059416) статьи 14.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступило заявление АО «Высоковский механический завод» (далее — Заявитель) о признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны ООО «ПК «Техинком-Центр» (далее — Ответчик), выразившихся во введении в гражданский оборот универсальных многооборотных креплений для перевозки на железнодорожных платформах колесной и специализированной техники.

Заявитель и Ответчик осуществляют введение в гражданский оборот креплений для перевозки на железнодорожных платформах колесной и специализированной техники, таким образом, являются хозяйствующими субъектами-конкурентами.

С учетом уточнения Заявителем своей жалобы на основании лицензионных договоров АО «Высоковский механический завод» предоставлено право использования следующих объектов интеллектуальной собственности:

- полезной модели «Универсальное многооборотное крепление для фиксации тяжелой и легкой колесной техники на железнодорожных платформах» по патенту № 110346 (номер государственной регистрации договора исключительной лицензии РД0246368 от 15.03.2018);

- полезной модели «Универсальное многооборотное крепление для перевозки колесной транспортной и специализированной техники на железнодорожной платформе» по патенту № 110345 (номер государственной регистрации лицензионного договора РД0246367 от 15.03.2018);

- полезной модели «Универсальное многооборотное крепление для перевозки колесной транспортной и специализированной техники на железнодорожной платформе» по патенту № 108372 (номер государственной регистрации лицензионного договора РД0246363 от 15.03.2018);

- полезной модели «Устройство универсального крепления колесной транспортной и специализированной техники на железнодорожных платформах с гашением ударных и инерционных нагрузок» по патенту № 136994 (номер государственной регистрации договора исключительной лицензии РД0246366 от 15.03.2018);

- изобретения «Устройство универсального крепления колесной транспортной и специализированной техники на железнодорожных платформах с гашением ударных и инерционных нагрузок» по патенту № 2509006 (номер государственной регистрации договора исключительной лицензии РД0238635 от 01.12.2017).

Указанные объекты интеллектуальной собственности используются Заявителем при производстве креплений (УМК ЛК ВШКЕ.301314.001, УМК ТК ВШКЕ.301314.002, УМК ЛК 0903.10) для перевозки на железнодорожных платформах колесной и специализированной техники.

Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации 29.05.2017 на электронной площадке АО «ЕЭТП» было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку многооборотных креплений колесной техники.

По окончании аукциона был заключен контракт на поставку многооборотных креплений колесной техники с единственным его участником — ООО «Контракт».

Согласно приложению № 2 к государственному контракту, производителем многооборотных креплений колесной техники УМК ЛК ЛМША.301300.00 и УМК ТК ЛМША.301300.010 является ООО «ПК «Техинком-Центр».

Согласно заключению патентного поверенного <...> все без исключения признаки независимого пункта формулы патента Российской Федерации на изобретение № 2509006, все без исключения признаки независимых пунктов формул полезных моделей патентов Российской Федерации на полезную модель №№ 136994, 110346, 110345, 108372 использованы в изделии «Универсальное многооборотное крепление», изготовленном ООО «ПК «ТЕХИНКОМ-ЦЕНТР».

Кроме того, Заявитель указывает, что ООО «ПК «Техинком-Центр» в своем руководстве по эксплуатации, утвержденном в 2015 году, полностью заимствовал фотографии, изображения и описание установки растяжек, которые ранее были использованы АО «Высоковский механический завод» в руководстве по эксплуатации изделия УМК ВШКЕ.301314.001, утвержденном в 2012 году.

Указанные действия ООО «ПК «Техинком-Центр» Заявитель считает нарушающими запрет недобросовестной конкуренции, установленный статьей 14.5 Закона «О защите конкуренции».

 

Ответчик, не согласившись с заявлением, представил свои письменные пояснения, в которых указал, что производит многооборотные крепления УМК ЛК ЛМША и УМК ТК ЛМША, исключительные права на которые принадлежат Российской Федерации, что подтверждается регистрационным свидетельством РП № 008736, выданным Министерству обороны Российской Федерации. Решением Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа от 19.04.2017 рабочая конструкторская документация на УМК ЛК ЛМША и УМК ТК ЛМША передана ответственному держателю – ООО «ПК «Техинком-Центр».

Ответчиком представлено также заключение евразийского патентного поверенного <...>, который в результате проведенного исследования конструкторской документации на УМК ЛК ЛМША и УМК ТК ЛМША и описания изобретения по патенту № 2509006, пришел к выводу, что в конструкторской документации не используется патент № 2509006.

Определением ФАС России от 22.01.2018 к рассмотрению дела № 1-14-200/00-08-17 в качестве заинтересованного лица было привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России).

Кроме того, определением ФАС России от 08.05.2018 к рассмотрению дела № 1-14-200/00-08-17 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечена Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1-14-200/00-08-17 о нарушении антимонопольного законодательства, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, установила следующие обстоятельства.

Заявитель и Ответчик осуществляют производство и введение в гражданский оборот креплений для перевозки на железнодорожных платформах колесной и специализированной техники, то есть являются хозяйствующими субъектами-конкурентами.

На основании лицензионных договоров АО «Высоковский механический завод» патентообладателем <...> предоставлено право использования следующих объектов интеллектуальной собственности:

- полезной модели «Универсальное многооборотное крепление для фиксации тяжелой и легкой колесной техники на железнодорожных платформах» по патенту № 110346 (номер государственной регистрации лицензионного договора РД0191299 от 08.02.2016), зарегистрированной 20.11.2011 с приоритетом полезной модели 22.04.2011;

- полезной модели «Универсальное многооборотное крепление для перевозки колесной транспортной и специализированной техники на железнодорожной платформе» по патенту № 110345 (номер государственной регистрации лицензионного договора РД0124149 от 20.05.2013), зарегистрированной 20.11.2011 с приоритетом полезной модели 09.02.2011;

- полезной модели «Универсальное многооборотное крепление для перевозки колесной транспортной и специализированной техники на железнодорожной платформе» по патенту № 108372 (номер государственной регистрации лицензионного договора РД0124401 от 23.05.2013), зарегистрированной 20.09.2011 с приоритетом полезной модели 24.01.2011;

- полезной модели «Устройство универсального крепления колесной транспортной и специализированной техники на железнодорожных платформах с гашением ударных и инерционных нагрузок» по патенту № 136994 (номер государственной регистрации договора исключительной лицензии РД0246366 от 15.02.2018), зарегистрированной 27.01.2014 с приоритетом полезной модели 10.08.2012;

- изобретения «Устройство универсального крепления колесной транспортной и специализированной техники на железнодорожных платформах с гашением ударных и инерционных нагрузок» по патенту № 2509006 (номер государственной регистрации договора исключительной лицензии РД0238635 от 01.12.2017), зарегистрированного 10.03.2014 с приоритетом изобретения 14.08.2012.

Указанные объекты интеллектуальной собственности используются Заявителем при производстве креплений (УМК ЛК ВШКЕ.301314.001, УМК ТК ВШКЕ.301314.002, УМК ЛК 0903.10) для перевозки на железнодорожных платформах колесной и специализированной техники.

В то же время Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации 29.05.2017 на электронной площадке АО «ЕЭТП» было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку многооборотных креплений колесной техники.

По окончании аукциона был заключен государственный контракт № 0195400000217000120_327325 от 04.07.2017. Согласно приложению № 2 к указанному государственному контракту, поставляемым товаром являлись универсальные многооборотные крепления колесной техники УМК ЛК ЛМША.301300.000 и УМК ТК ЛМША.301300.010, производителем которых является ООО «ПК «Техинком-Центр».

Как следует из документов, представленных Минобороны России в материалы дела, изделия УМК ЛК, УМК ТК, предназначенные для перевозки военной колесной техники весом до 18,0 т включительно, диаметром колеса до 1260 мм включительно (УМК ЛК), весом до 24,0 т включительно, диаметром колеса до 1600 мм включительно (УМК ТК) железнодорожным транспортом в составе воинских эшелонов и транспортов с сопровождением и воинских транспортов без сопровождения были разработаны на основании Тактико-технических требований от 27.07.2014 в рамках государственного оборонного заказа для нужд Минобороны России.

Приказом Министра обороны Российской Федерации <...> универсальные многооборотные крепления УМК ЛК ЛМША.301300.000 и ЛМША.301300.010 на основании положительных государственных испытаний приняты на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.

С целью эффективного учета и контроля за использованием, передачей и уступкой исключительных прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет бюджетных средств, на основании Положения о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2002 № 131 (далее – Положение о государственном учете), создан Единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения (далее – Единый реестр).

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2002 № 131 функции по координации деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по государственному учету результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, а также общее методическое и организационное обеспечение работ по ведению Единого реестра возложены на Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент).

В силу пунктов 2, 12 Положения о государственном учете сведения, содержащиеся в Едином реестре, являются федеральным информационным ресурсом. Указанная федеральная информационная система представляет собой совокупность построенных на единых методических, организационных и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и сведения о них.

Согласно пункту 3 Положения о государственном учете к объектам государственного учета относятся результаты интеллектуальной деятельности, созданные или права на которые приобретены за счет средств республиканского бюджета РСФСР и части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет.

Внесение данных об объекте учета в Единый реестр в соответствии с пунктом 9 Положения о государственном учете подтверждается присвоением каждому объекту учета уникального реестрового номера.

Согласно сведениям, содержащимся в письменных пояснениях Минобороны России от 22.03.2018 № 212/7/356 (вх. ФАС России 45009/16 от 27.03.2018), в Минобороны России государственный учет исключительных прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет бюджетных средств, осуществляется на основании Положения о государственном учете и в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 09.10.2010 № 1320.

Сведения об объекте учета перед внесением в Единый реестр согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 09.10.2010 № 1320 проверяются на достоверность, соответствие требованиям тактико-технических (технических) заданий и условиям государственных контрактов и вносятся в Единый реестр по форме, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 173 и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации № 178 от 17.07.2003 «Об утверждении форм документов, необходимых для ведения Единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации».

На основании запроса-извещения Министерства обороны Российской Федерации от 09.12.2016 и проведения процедуры учета Роспатентом было выдано Министерству обороны Российской Федерации регистрационное удостоверение на конструкцию универсального многооборотного крепления УМК ЛК и УМК ТК, отраженную в комплектах конструкторской документации ЛМША.301300.000, ЛМША.301300.010, ЛМША.301300.020, РП № 008736. Указанному объекту учета на основании решения от 25.01.2017 присвоен реестровый номер <...> /1313500/14УМК/0029405. Все права на указанный объект интеллектуальной собственности в полном объеме принадлежат Российской Федерации.

Согласно документам, представленным Ответчиком и Минобороны России в материалы дела, решением Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа от 06.08.2015 № А291-2015 ответственным держателем рабочей конструкторской документации на изделия универсальные многооборотные крепления УМК ЛК ЛМША.301300.000-01, УМК ТК ЛМША.301300.010-01, УМК ТК ЛМША.301300.030-01 утверждено ООО «ПСЦ Техинком».

Решением Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа от 19.04.2017 № Р94-2017 рабочая конструкторская документация на УМК ЛК ЛМША.301300.000, УМК ТК ЛМША.301300.010, УМК ТК ЛМША.301300.020 передана ответственному держателю – ООО «ПК «Техинком-Центр» от ООО «ПС» Техинком».

Вместе с тем, согласно пункту 5.3 межгосударственного стандарта ГОСТ 2.102-2013 «Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов» (принят взамен ГОСТ 2.102-68) основной комплект конструкторских документов объединяет конструкторские документы, относящиеся ко всему изделию (составленные на все данное изделие в целом), например, сборочный чертеж, принципиальная электрическая схема, технические условия, эксплуатационные документы.

Согласно ГОСТ 2.201-80 «Единая система конструкторской документации. Обозначение изделий и конструкторских документов» каждому изделию должно быть присвоено обозначение, которое является одновременно обозначением его основного конструкторского документа (чертежа детали, спецификации). Обозначение изделия и его конструкторского документа не должно быть использовано для обозначения другого изделия и конструкторского документа (пункты 1.1 и 1.2).

Изделия и конструкторские документы сохраняют присвоенное им обозначение независимо от того, в каких изделиях и конструкторских документах они применяются. Обозначения изделий и конструкторских документов записывают в другие документы без сокращений и изменений (пункты 1.4 и 1.5).

 

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно статье 14.5 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий по продаже, обмену или иному введению в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности, за исключением средств индивидуализации, принадлежащих хозяйствующему субъекту-конкуренту.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела № 1-14-200/00-08-17 о нарушении антимонопольного законодательства доказательства и установленные по делу обстоятельства, Комиссия ФАС России пришла к следующим выводам.

В материалах дела отсутствуют однозначные и бесспорные доказательства того, что УМК ЛК ЛМША.301300.000 и УМК ТК ЛМША.301300.010, произведенные Ответчиком и поставленные в рамках государственного контракта, заключенного ООО «Контракт» с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, нарушают исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие патентообладателю Ахметову В.Ю. и используемые Заявителем по лицензионному договору.

Как следует из обозначений конструкторской документации Заявителя и Ответчика, речь идет о разных изделиях в соответствии с требованиями ГОСТ 2.102-2013 и ГОСТ 2.201-80.

При этом при рассмотрении дела Ответчик и Минобороны России документально подтвердили, что продукция Ответчика выпускается в соответствии с принадлежащим Минобороны России объектом интеллектуальной собственности - конструкцией универсального многооборотного крепления УМК ЛК и УМК ТК, отраженной в комплектах конструкторской документации ЛМША.301300.000, ЛМША.301300.010, ЛМША.301300.020 (реестровый номер <...> /1313500/14УМК/0029405).

Сведения о том, что данный объект интеллектуальной собственности был зарегистрирован Минобороны России с нарушением прав третьих лиц и действия по его регистрации были оспорены в установленном действующим законодательством порядке, в материалах дела отсутствуют.

При этом Комиссия ФАС России не может принять в качестве достоверного и надлежащего доказательства заключение патентного поверенного <...>, поскольку из раздела «Материалы, предоставленные для исследования» заключения следует, что объектами исследования были фотографии изделия «Универсальное многооборотное крепление», которые отсутствуют в указанном заключении, равно как и подтверждение того, что исследованное изделие произведено Ответчиком. В связи с изложенным невозможно доподлинно установить, какое именно изделие исследовалось патентным поверенным.

В то же время евразийский патентный поверенный <...> по результатам непосредственного исследования конструкторской документации, предоставленной ответственным держателем ООО «ПСЦ Техинком», пришел к выводу об отсутствии использования изобретения по патенту № 2509006 в соответствующей конструкторской документации.

Исходя из изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств наличия в действиях ООО «ПК «Техинком-Центр» признаков, позволяющих квалифицировать их в качестве нарушающих запрет, установленный статьей 14.5 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства и руководствуясь статьей 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Рассмотрение дела № 1-14-200/00-08-17 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ПК «Техинком-Центр» (Площадь Гагарина, д. 1, г. Тверь, 170100, ИНН 6950191940, ОГРН 1166952059416) прекратить в связи с отсутствием в действиях ООО «ПК «Техинком-Центр» (Площадь Гагарина, д. 1, г. Тверь, 170100, ИНН 6950191940, ОГРН 1166952059416) нарушения антимонопольного законодательства.

2. Основания для признания в действиях ООО «ПК «Техинком-Центр» (Площадь Гагарина, д. 1, г. Тверь, 170100, ИНН 6950191940, ОГРН 1166952059416) нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

3. Основания для выдачи предписания ООО «ПК «Техинком-Центр» (Площадь Гагарина, д. 1, г. Тверь, 170100, ИНН 6950191940, ОГРН 1166952059416) о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, отсутствуют.

4. Основания для принятия других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Связанные организации

ОАО «Российские железные дороги»
ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295
АО "Высоковский механический завод"
ИНН 7721712864, ОГРН 1117746008720
ООО «ПК «Техинком-Центр»
ИНН 6950191940, ОГРН 1166952059416
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)
ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284