Решение №АК/7016/15 Решение по делу от 17 февраля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 3-5-41/00-08-14
по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
13 февраля 2015 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев дело № 3-5-41/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации по факту распространения рекламы кваса «Очаковский»в июне 2014 года
в присутствии представителя:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ЗАО «МПБК «Очаково» (юридический адрес: ул. Рябиновая, д. 44, г. Москва, 121471, ОГРН: 1037739050722; ИНН: 7729301190; КПП: 772901001, дата регистрации: 25.06.1999)— Попова Д.И. (доверенность № 6 от 13.02.2015);
заявителя:
ООО «ПепсиКо Холдингс» (Солнечногорский район, территория свободной экономической зоны «Шерризон», строение 1, Московская область, 141580, ОГРН 1025005685946, ИНН 7705034202, КПП 504401001, дата регистрации: 07.10.2002) — Илюшкиной Н.Е. (доверенность б/н от 14.10.2014),
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступило обращение ООО «ПепсиКо Холдингс» с претензией к рекламе кваса «Очаковский», распространявшейся на рекламных щитах вдоль Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД, Москва), а также Дмитровского, Ярославского и Калужского шоссе за пределами МКАД (Московская область) в июне 2014 года.
На рекламных щитах содержалась следующая информация: «За кого играешь ты? Какой квас пить?», далее приводится таблица, в которой приводятся символические команды, соответствующие брендам реализуемого в настоящие время на рынке кваса, с указанием стран и наименований производителей: «Очаковский» (Россия, Очаково), «Русский Дар» (США, Пепсико), «Хлебный край» (Дания, Балтика), «Никола» (Сейшельские острова, Дека). При этом строка с названием кваса «Очаковский» выделена более крупным и жирным шрифтом.
Наименования фирм в таблице отмечены сноской «**», текст которой расположен в нижней части щита и выполнен мелким нечитаемым шрифтом: «** Страна указана на основании информации Федерального государственного учреждения ФИПС о правообладателях товарного знака кода ЕГРЮЛ и по данным открытых источников информации».
Потребление кваса в России — это часть национальной русской культуры и вековых традиций в его производстве. Поэтому представление потребителей о качестве кваса тесно связано с традициями производства этого напитка в России, и оценка качества напитка становится более позитивной, когда потребители свободно распознают не только бренд, но и страну производителя товара.
Таким образом, потребитель, сравнивая страны производителя кваса, делает свой выбор в пользу Российского производителя.
Рекламируя квас «Очаковский», как производимый в России, рекламодатель указывает на его преимущество в сравнении с иными товарами (квасом), о которых в рекламе сообщается, что они произведены в других странах. Соответственно, реклама дает основания потребителям полагать, что квас «Очаковский» превосходит квасную продукцию других производителей, произведенную за пределами Российской Федерации.
В рекламе кваса «Очаковский» страной производителя кваса «Русский дар» указаны США. Однако квас «Русский дар» с момента своего появления на российском рынке в 2010 году и по настоящее время, производится в России. До июня 2014 года квас разливался по заказу компании ООО «Дека» в г. Великий Новгород, а в настоящее время производится ООО «ПепсиКо Холдингс» на заводе в г. Домодедово (Московская область). При этом с учетом текста рекламной сноски можно сделать вывод, что страной правообладателя товарного знака «Русский дар» являются США. Между тем, товарный знак «Русский дар» принадлежит российскому юридическому лицу — Обществу с ограниченной ответственностью «ПепсиКо Холдингс», что подтверждается свидетельством на товарный знак «Русский Дар», а так же данными открытого реестра Федерального Института Промышленной Собственности (ФИПС) на сайте http://www1.fips.ru. Следовательно, страной правообладателя товарного знака «Русский дар» является Россия, а не США.
Квас «Хлебный край» и «Никола» также производятся в России.
Таким образом, информация о квасе «Русский дар», «Хлебный край» и квасе «Никола», изложенная в рекламе кваса «Очаковский», не соответствует действительности.
В соответствии с частью 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» от 08.10.2012 № 58 при анализе информации, содержащейся в рекламе, необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.
Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.
Таким образом, указанная реклама содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществе кваса «Очаковский» и некорректное сравнение кваса «Очаковский» с товарами конкурентов, поскольку основано на недостоверных сведениях о месте их производства.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Таким образом, в рекламе кваса «Очаковский» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем рекламы кваса «Очаковский» является ЗАО МПБК «Очаково» (юридический адрес: ул. Рябиновая, д. 44, г. Москва, 121471, ОГРН: 1037739050722; ИНН: 7729301190; КПП: 772901001, дата регистрации: 25.06.1999).
Производство по делу № 3-5-41/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было приостановлено 16 октября 2014 года в связи с необходимостью выяснения мнения Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС России (далее – Экспертный совет) по следующим вопросам:
1. Дает ли реклама кваса «Очаковский» основания полагать, что упомянутые в рекламе товары (квас) конкурентов произведены за пределами Российской Федерации?
2. Содержит ли реклама кваса «Очаковский» указание на его преимущество в сравнении с товарами (квасом) конкурентов?
3. Является ли корректным сравнение кваса «Очаковский» с товарами (квасом) конкурентов, выраженное в форме вопроса «За кого играешь ты? Какой квас пить?» и указанием на символические команды квасных брендов: «Очаковский» (Россия, Очаково), «Русский Дар» (США, Пепсико), «Хлебный край» (Дания, Балтика), «Никола» (Сейшельские острова, Дека)?
24 декабря 2014 года состоялось заседание Экспертного совета, в рамках которого была дана экспертная оценка рекламе кваса «Очаковский» с выражениями: «За кого играешь ты? Какой квас пить?».
Члены Экспертного совета по применению законодательства о рекламе единогласно пришли к заключению о наличии признаков нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
-
-
-
Признать ненадлежащей рекламу кваса «Очаковский» является ЗАО МПБК «Очаково» нарушающей требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку реклама кваса «Очаковский» содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществе кваса «Очаковский» и некорректное сравнение кваса «Очаковский» с товарами конкурентов, поскольку основано на недостоверных сведениях о месте их производства .
-
-
-
-
-
Выдать ЗАО МПБК «Очаково» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
-
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЗАО МПБК «Очаково».
-
-
Решение изготовлено в полном объеме 16 февраля 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу № 3-5-41/00-08-14
13 февраля 2015 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
на основании своего решения от 13 февраля 2015 г. по делу № 3-5-41/00-08-14 о признании рекламы кваса «Очаковский» ЗАО «МПБК «Очаково», нарушающей пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ЗАО «МПБК «Очаково» (юридический адрес: ул. Рябиновая, д. 44, г. Москва, 121471, ОГРН: 1037739050722; ИНН: 7729301190; КПП: 772901001, дата регистрации: 25.06.1999) прекратить нарушение требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе кваса «Очаковский» ЗАО «МПБК «Очаково», выразившееся в использовании в рекламе не соответствующих действительности сведений о преимуществе кваса «Очаковский» и некорректном сравнении кваса «Очаковский» с товарами конкурентов, поскольку основано на недостоверных сведениях о месте их производства.
Срок исполнения предписания 30 дней со дня получения настоящего предписания.
2. ЗАО «МПБК «Очаково» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 марта 2015 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.