Решение №АК/7020/15 Решение по делу от 17 февраля 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-28-64/00-08-14

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

13 февраля 2015 г.                                                                   г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>

рассмотрев дело № 3-28-64/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации по факту распространения рекламы «Денежный кредит под 12%» ПАО «Совкомбанк»

в присутствии представителя:

лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ПАО «Совкомбанк» (ОГРН 1144400000425, ИНН 4401116480, КПП 440101001, дата регистрации 01.09.2014 , юридический адрес: 156000, Костромская обл., г. Кострома, просп. Текстильщиков, 46) — Семериковой Е.И. (доверенность б/н от 13.01.2015),

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило заявление гражданина с претензией к рекламе «Денежный кредит под 12%» ПАО «Совкомбанк».

Указанная реклама распространялась посредством баннеров в Интернете, посредством стикеров в феврале-мае и сентябре-ноябре в наземном транспорте , а также в июне-июле 2014 года в эфире «Первого канала».

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе «Денежный кредит под 12%», распространявшейся в эфире «Первого канала» в июне-июле 2014 года, крупным шрифтом сообщалось (в форме текста и дополнительно в форме аудио-сообщения в рекламном видеоролике): ВЫ ПЕНСИОНЕР? 12 %*. ДАДИМ ВАМ. Совкомбанк».

Текст с иными условиями кредита (срок и сумма кредита), влияющими на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, размещался в рекламном видеоролике на 20% площади кадра в течение 4 сек. и выполнен мелким нечитаемым шрифтом белого цвета на голубом фоне:

"http://sovcombank.ru/ «Денежный кредит» Сумма кредита 50 000 рублей. Срок кредита 6 месяцев. Ставка 12% годовых. Требуемые документы: паспорт гражданина РФ  и второй документ удостоверяющий личность. В Москве и Московской области требуется предоставление справки 2-НДФЛ. Банк вправе отказать в предоставлении кредита без объяснений причины. ООО ИКБ «Совкомбанк». Генеральная лицензия Банка России №963. На правах рекламы.»

Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о процентной ставке по кредиту, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, влияющих на сумму расходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит в банке, формируется из тех выплат, которые осуществит заёмщик по кредитному договору в течение срока, на который выдан кредит, исходя из суммы кредита.

К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой финансовой услуги Банка, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Следовательно, выполненные мелким нечитаемым шрифтом сведения в рекламе кредита «Денежный кредит под 12%» ПАО «Совкомбанк» не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовым услугам, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.

Указание в рекламе кредитов лишь отдельного условия (процентная ставка) само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о сумме расхода, который понесут воспользовавшиеся услугами лица .

Таким образом, в рекламе кредита «Денежный кредит под 12%» ПАО «Совкомбанк» усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьями 5 и 28 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы финансовых услуг является ПАО «Совкомбанк» (ОГРН 1144400000425, ИНН 4401116480, КПП 440101001, дата регистрации 01.09.2014 , юридический адрес: 156000, Костромская обл., г. Кострома, просп. Текстильщиков, 46).

Руководствуясь частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

      • Признать ненадлежащей рекламу «Денежный кредит под 12%» нарушающей требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», поскольку в рекламе «Денежный кредит под 12%» отсутствует часть существенной информации обо всех условиях кредита, влияющих на сумму расходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица .

      • Выдать ПАО «Совкомбанк» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».

      • Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Совкомбанк» .

  •  

Решение изготовлено в полном объеме 13 февраля 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения

законодательства Российской Федерации о рекламе

по делу № 3-28-64/00-08-14

13 февраля 2015 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

<...>,

на основании своего решения от 13 февраля 2015 г. по делу № 3-28-64/00-08-14 о признании рекламы «Денежный кредит под 12%» ПАО «Совкомбанк», нарушающей часть 7 статьи 5 и часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ПАО «Совкомбанк» (ОГРН 1144400000425, ИНН 4401116480, КПП 440101001, дата регистрации 01.09.2014 , юридический адрес: 156000, Костромская обл., г. Кострома, просп. Текстильщиков, 46) прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе «Денежный кредит под 12%» ПАО «Совкомбанк», выразившееся в умолчании части существенной информации обо всех условиях кредита, влияющих на сумму расходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица .

Срок исполнения предписания 30 дней со дня получения настоящего предписания.

 

2. ПАО «Совкомбанк» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 марта 2015 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны