Постановление №АК/77980/18 Постановление о штрафе по рекламе презервативов Дюрекс от 27 сентября 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFООО «Рекитт Бенкизер»
ул. Шлюзовая наб., д.4,
г. Москва, 115114.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу № 4-14.3-1669/00-08-18
об административном правонарушении
«26» сентября 2018 г. г. Москва
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-1669/00-08-18 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО «Рекитт Бенкизер» (адрес: ул. Шлюзовая наб., д.4, г. Москва, 115114, ОГРН 1037705023300, ИНН 7705495411, КПП 770501001; дата регистрации: 28.03.2003)
в отсутствие представителя ООО «Рекитт Бенкизер» (надлежаще уведомленного)
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступили многочисленные обращения граждан о факте распространения в эфире федеральных телеканалов рекламы презервативов «Durex», под условными наименованиями «Social-STI Kate» и «Social-STI Tom» (далее- «Ролик 1» и «Ролик 2»), в 2017 году.
Данная реклама представляет собой два видео ролика в которых сообщается:
Ролик 1: «Хочешь познакомиться с девушкой? Как тебе Вика? Очаровательная. Романтичная. Весёлая. И у неё сифилис...Она не знает об этом... Когда тебе нравится девушка, ты об этом не думаешь. Практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией. Ходи на свидание с Дюрекс».
Ролик 2: ««Хочешь познакомиться с парнем? Как тебе Руслан? Спортивный. Харизматичный. Уверен в себе. И у него гонорея...Он не знает об этом... Когда тебе нравится парень, ты об этом не думаешь. Практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией. Ходи на свидание с Дюрекс».
При этом утверждение «Практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией» сопровождается сноской: «*Методические рекомендации № 33 «Как родить здорового ребёнка»/Департамент здравоохранения г. Москвы. — М.:2014.-С.9».
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 11 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о результатах исследований и испытаний.
Из смысла рекламы презервативов «Durex» вытекает, что примерно 50% населения России было заражено заболеванием, передающимся половым путем, что противоречит официальной статистике Минздрава России.
В обоснование содержащейся в рекламе информации ООО «Рекитт Бенкизер» представлены «Методические рекомендации № 33 «Как родить здорового ребёнка»/Департамент здравоохранения г. Москвы». Указанные Методические рекомендации не содержат статистических данных о заболеваемости, передаваемой преимущественно половым путем.
Также ООО «Рекитт Бенкизер» в обоснование использования ссылок на «Методические рекомендации № 33 «Как родить здорового ребёнка» как о результатах проведенных исследований в рекламе презервативов «Durex» («Ролик 1» и «Ролик 2») в эфире федеральных телеканалов в 2017 году представлены следующие документы:
- письмо Департамента здравоохранения города Москвы №10-15-41747/18ДСП от 28.08.2018 содержащее информацию об инфекциях, инфекционных заболеваниях, способах инфицирования и их последствиях для человека. Последний абзац данного письма Департамента здравоохранения города Москвы содержит вывод, что методические рекомендации сформированы на основе результатов научных исследований, решений научных конференций, научно-практических семинаров, методических советов и т. п. По вопросам научной деятельности, носят исключительно рекомендательный характер, и не являются нормативным актом в сфере здравоохранения, а также федеральной формой статистической отчетности;
-
письмо Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы» исх.№1319И-18 от 24.08.2018г., из которого следует, что Методические рекомендации Департамента здравоохранения города Москвы хоть и не являются закрытым документом, но ориентированы прежде всего на врачей-специалистов столичной медицинской сети, и не предполагают использования текста в рекламных и коммерческих целях. Как любой научно-методический труд они могут рассматриваться только в контексте всего произведения целиком, и лишаются смысловой полноты при вырывании отдельных фраз из контекста.
Изложенные ООО «Рекитт Бенкизер» доводы с ссылками на указанные выше письма Департамента здравоохранения города Москвы, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы», приняты во внимание, но не являются подтверждением использования ООО «Рекитт Бенкизер» статистических данных о заболеваемости населения, передаваемыми преимущественно половым путем, обосновывающие утверждение «Практически каждый второй россиянин был заражен половой инфекцией», содержащееся в рекламе презервативов «Durex».
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации показатель первичной заболеваемости, передаваемой преимущественно половым путем (далее – ЗППП) имеет стойкую тенденцию к снижению. По данным федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения за 2007 г. указанный показатель составлял 649 952 случая (457,3 на 100 тыс. населения), в 2017 г. – 206 963 случая (141,0 на 100 тыс. населения) или 0,1% населения Российской Федерации (вх.№70326/18 от 07.05.2018).
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или сведениях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые факты/сведения.
Таким образом реклама презервативов «Durex», размещенная в эфире федеральных каналов в 2017 году, содержит нарушение пункта 11 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в части содержания не соответствующих действительности сведений о результатах исследований и испытаний.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 11 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно Договору №РНРА-161226-0015Ф от 26.12.2016, заключенному между ООО «Национальный рекламный альянс» (Компания) и ООО «Рекитт Бенкизер» (Заказчик), Заказчик обязуется заказать услуги по проведению рекламных компаний путем размещения в эфире одного или нескольких телеканалов общероссийской (федеральной) и/или орбитальной региональной рекламы согласно одному или нескольким типам размещения.
Таким образом, рекламодателем указанной рекламы презервативов «Durex» является ООО «Рекитт Бенкизер». (юридический адрес: ул. Шлюзовая наб., д.4, г. Москва, 115114, ОГРН 1037705023300, ИНН 7705495411, КПП 770501001; дата регистрации: 28.03.2003).
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
ООО «Рекитт Бенкизер» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако Обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина ООО «Рекитт Бенкизер» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы резервативов «Durex».
Должностным лицом при рассмотрении настоящего дела не установлено наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренную статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ.
При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Руководствуясь пунктом 11 части 3 статьи 5, частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Применить к ООО «Рекитт Бенкизер». (юридический адрес: ул. Шлюзовая наб., д.4, г. Москва, 115114, ОГРН 1037705023300, ИНН 7705495411, КПП 770501001; дата регистрации: 28.03.2003) меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.
2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)
Банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044525000
Расчетный счет 40101810045250010041
КБК 161 1 1626000016000140
ОКТМО 4538 0000
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте larina@fas.gov.ru, delo@fas.gov.ru).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Заместитель руководителя А.Б. Кашеваров
2018-117754(1)
2018-117754(1)