Решение №АК/84297/16 Решение по делу 3-25-53/00-08-16 Эхо Москвы Бад Реотонин о... от 6 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 3-25-53/00-08-16
29 ноября 2016 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <...>,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение гражданина, в которой гражданин сообщил о том, что в июне-августе 2016 года в эфире радио «Эхо Москвы» распространялась реклама БАДа «Реотонин» с указанием на наличие у БАДа лечебных свойств.
На основании обращения гражданина ФАС России была проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки представленных материалов установлено следующее.
Согласно Единому реестру свидетельств о государственной регистрации ЕАК препарат «Реотонин» зарегистрирован в качестве биологически активной добавки к пище (номер свидетельства RU.77.99.11.003.Е.003663.02.12).
Реклама БАДа «Реотонин» представляет собой диалог ведущего передачи и ведущего специалиста компании ООО «Озирис» (ОГРН 1067746832251) о проблемах и болезнях, связанных с сосудами головного мозга и способах их устранения препаратом «Реотонин».
В выпусках передач на радио «Эхо Москвы» сообщалось следующее:
Ведущий: Ну чем он («Реотонин») все-таки интересен, почему именно его Вы рекомендуете при таких серьезных проблемах?
Специалист: … «Реотонин» относится к разряду пармацефтики, его формула действует сразу в нескольких направлениях. Во-первых, «Реотонин» помогает работе сосудов головного мозга, он способствует очищению от бляшек, тромбов, избытков холестерина и, таким образом, обеспечивается бесперебойная доставка питания, а главное — кислорода, который очень нужен для нормальной работы мозга. Во-вторых, «Реотонин» работает непосредственно с самими нервными клетками, то есть питает их, защищает от повреждения, тормозит возрастные изменения... Реотонин помогает нормализовать артериальное давление, двигательную активность и речевые функции после перенесенного инсульта, приостанавливаются процессы старения головного мозга, улучшается память, исчезает метеозависимость, восстанавливается координация движений.
В конце каждой передачи сообщается: «БАД. Не является лекарственным средством. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом».
Из указанных рекламных сюжетов следует, что БАД «Реотонин»:
способствует очищению сосудов от бляшек, тромбов, избытков холестерина;
питает нервные клетки, защищает их от повреждений, тормозит возрастные изменения;
нормализует артериальное давление, двигательную активность и речевые функции после перенесенного инсульта, приостанавливаются процессы старения головного мозга,улучшается память.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при применении пункта 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе судам следует учитывать, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.
Образование тромбов, бляшек является симптомами сердечно-сосудистых заболеваний, в частности таких как тромбофлебит, тромбоз и пр.
Согласно Международной классификации болезней Всемирной Организации Здравоохранения (сайт http://www.mkb10.ru/) «флебит и тромбофлебит»; «тромбоз портальной вены»; «эмболия и тромбоз других вен», как заболевания включены в классификатор МКБ10 с кодом локализации I80, I81, I82 соответственно, класс Болезни системы кровообращения, блок Болезни вен, лимфатических сосудов и лимфатических узлов, не классифицированные в других рубриках.
Инсульт как заболевание («Инсульт, не уточненный как кровоизлияние или инфаркт»; «Инсульт, не уточненный как кровоизлияние или инфаркт без гипертензии»; «Инсульт, не уточненный как кровоизлияние или инфаркт с гипертензией» включен в классификатор МКБ10 с кодом локализации I64, I64.0, I64.1 соответственно, класс Болезни системы кровообращения, блок Болезни артерий, артериол и капилляров.
Следовательно реклама БАДа «Реотонин» создает впечатление о том, что он является лекарственным средством, обладает лечебными свойствам и может применяться в лечении сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
Следовательно, в рекламе БАДа «Реотонин», распространявшейся в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в июне-августе 2016 г. усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 25 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 25 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем рекламы БАДа «Реотонин» является ООО «ОЗИРИС» (юридический адрес: ул. Орджоникидзе, д. 11, стр. 2 г. Москва, 115419, ОГРН 1067746832251, ИНН 7725576725, КПП 772501001, дата регистрации: 19.07.2006).
Рекламораспространителем рекламы БАДа «Реотонин» является ЗАО «Эхо Москвы» (Новый Арбат, 11, г. Москва, 119019, 127287, ОГРН 1027700301122, ИНН 7710046355, КПП 770401001, дата регистрации: 10.10.2002).
На основании пункта 1 части 1 статья 25, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу БАД «Реотонин», распространявшуюся в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в июне-августе 2016 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе», а именно, в рекламе БАДа «Реотонин» создается впечатление о том, что он является лекарственным средством, обладает лечебными свойствам и может применяться в лечении сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний.
2. Выдать ООО «ОЗИРИС» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
3. Выдать ЗАО «Эхо Москвы» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
4. . Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ОЗИРИС», ЗАО «Эхо Москвы».
Решение изготовлено в полном объеме 5 декабря 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.