Определение №АК/84933/17 Определение о возбуждении дела 3-28-59/00-08-17 ПАО "ПОЧТА Б... от 5 декабря 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFО П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возбуждении дела № 3-28-59/00-08-17
по признакам нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
28 ноября 2017 г. г. Москва
Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении рекламы банка «Почта Банк» в которой сообщалось: «...Кредит наличными 12,9%» в январе-октябре 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
В ФАС России поступило обращении гражданина, из которого следует, что на федеральных телеканалах распространялась реклама банка «Почта Банк» в которой сообщалось: «...Кредит наличными 12,9%».
Согласно информации представленной ООО «Национальный рекламный альянс» реклама банка «Почта Банк» в которой сообщалось: «...Кредит наличными 12,9%» распространялась на федеральных телеканалах «Первый канал», «Россия-1» в январе-октябре 2017 года.
В рекламном ролике крупным шрифтом сообщалось:
«...Кредит наличными 12,9%»
В рекламе крупным шрифтом указывается привлекательная для потребителя информация о величине процентной ставки по кредиту 12,9% годовых.
В нижней части видеоролика расположены сноски, указывающие на иные условия, влияющие на стоимость кредита и возможность его получения:
«Кредит «Первый Почтовый 12,9%»: сумма-от 500 001 до 1 000 000 руб., срок — от 12 до 60 мес., ставка-12,9% годовых. Кредит «Первый Почтовый»: сумма-от 50 000 по 500 000 руб., срок-от 12 до 60 мес., ставка (определяется на основании внутренних банковских правил)-19,9%, 24,9%.»
«Лимит на расходные операции по локальной карте до даты закрытия кредитного лимита (включительно) по кредиту «Первый Почтовый 12,9%» - 1 000 000 руб., по кредиту «Первый Почтовый» - 500 000 руб., лимит на расходные операции по локальной карте (рублей, в месяц) со дня, следующего за датой закрытия кредитного лимита — 300 000 руб., комиссия за выдачу наличных денежных средств по локальной карте в банкоматах ПАО «Почта Банк» не взимается.»
Форма и время размещения текста сноски не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о процентной ставке по кредиту, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, влияющих и определяющих стоимость кредита.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Следовательно, выполненные мелким шрифтом сведения о кредите не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, выполненных мелким шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера и времени показа шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовым услугам, форма и время предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.
Указание в рекламе лишь отдельного условия (процентная ставка) само по себе не позволяет потребителю получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о стоимости кредита и сумме расхода, который понесут лица, воспользовавшиеся кредитом наличными по ставке 12,9 %.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем является ПАО «Почта Банк» (адрес: 107061, г. Москва, площадь Преображенская, д. 8, ОГРН 1023200000010, ИНН 3232005484, КПП 771801001, дата регистрации: 09.08.2002).
На основании части 7 статьи 5, части 3 статьи 28, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 3-28-59/00-08-17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ПАО «Почта Банк» (адрес: 107061, г. Москва, площадь Преображенская, д. 8, ОГРН 1023200000010, ИНН 3232005484, КПП 771801001, дата регистрации: 09.08.2002);
3. Назначить дело № 3-28-59/00-08-17 к рассмотрению на « 16 » января 2018 года в « 15 » часов « 00 » минут по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. 413, т. 8(499) 755-23-23 (вн. 474).
4. ПАО «Почта Банк» надлежит в срок до 11 января 2018 года представить в ФАС России следующие документы и материалы:
копии учредительных документов ПАО «Почта Банк» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;
копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;
копии (образцы, макеты, записи на CD- дисках и пр.) рекламы банка «Почта Банк» в которой сообщалось: «...Кредит наличными 12,9%», распространявшейся на федеральных телеканалах «Первый канал», «Россия-1» в январе-октябре 2017 года;
копии договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых на федеральных телеканалах «Первый канал», «Россия-1» в январе-октябре 2017 года распространялась реклама банка «Почта Банк» в которой сообщалось: «...Кредит наличными 12,9%»;
копии (образцы) договоров ПАО «Почта Банк» о предоставлении кредита по заявленным в рекламе банка «Почта Банк» условиям;
письменные объяснения по существу предъявляемых претензий.
Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ПАО «Почта Банк».
Явка представителей ПАО «Почта Банк» в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу № 3-28-59/00-08-17).
Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.
Председатель комиссии А.Б. Кашеваров