Определение №АК/8849/16 Определение о возбуждении дела № 3-5-3/00-08-16 по признакам... от 15 февраля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-5-3/00-08-16

по признакам нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

12 февраля 2016 г.                                                                                 г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Кашеваров А.Б., рассмотрев материалы о распространении ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» рекламы медицинского изделия тонометр UA-777 в эфире телеканала «ТВ центр» в ноябре 2015 года,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к рекламе медицинского прибора «UA-777» в эфире телеканала «ТВ центр».

На основании обращения гражданина ФАС России была проведена внеплановая документарная проверка.

Реклама тонометра UA-777 компании «A&D» распространялась в ноябре 2015 года в эфире телеканала «ТВ Центр» хронометражем 10 секунд.

Реклама представляет собой анимированный видеоряд, сопровождающийся закадровым озвучиванием: «Каждый день в России покупают в среднем 1000 тонометров UA-777. Люди доверяют нашему качеству. Именно поэтому 777 - Тонометр № 1 в России».

Первый кадр сопровождается предупреждением «Имеются противопоказания, перед применением необходимо ознакомиться с инструкцией или проконсультироваться со специалистом», а также дисклеймером:

«За 2013 год по данным ЗАО «Группа ДСМ» в аптеках РФ было продано 374 207 тонометров UA-777. Таким образом, среднеарифметическое количество продаваемых в год (365 дней) тонометров составляет 1025 шт. или в среднем порядка 1000 тонометров в день».

Последующие кадры сопровождаются дисклеймером:

«Тонометр A&D UA-777 — лидер продаж среди тонометров производства компании A&D за период с 01.01.2010 г. по 01.01.2014 г.»

Реклама завершается кадром с выполненным крупным хорошо читаемым шрифтом утверждением «UA-777. Тонометр № 1 в России*».

В сноске поясняется данное утверждение:

«* Лидер по общей сумме продаж тонометров в аптеках России в рублях за период с января 2010 г. по июнь 2014 г. по данным ЗАО «Группа ДСМ».

 

Использованное в рекламе утверждение «UA-777. Тонометр № 1 в России» в отношении тонометра UA-777 от компании «A&D» указывает на превосходство данного тонометра в сравнении с другими товарами, поскольку «№ 1» подразумевает, что рекламируемый товар является первым из числа других однородных товаров, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними.

При использовании в рекламе каких-либо сравнительных характеристик, которые указывают на превосходство товара перед товарами иных производителей («лучший», «№1» и пр.), должны быть указаны критерии, по которым осуществляется сравнение и которые обосновывают данное утверждение.

Текст сноски, в которой указывается критерий сравнения тонометров, выполнен мелким шрифтом, размещен на 1/12 площади кадра и демонстрируется в рекламном видеоролике в течении 2 секунд.

Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) текст с критериями, обосновывающими утверждение № 1, ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, в отличие от информации о первенстве тонометра UA-777 в России, которая в рекламе приводится крупным шрифтом и на которой фиксируется внимание потребителей.

Формальное присутствие в рекламе критерия, по которому проводилось сравнение тонометров, не позволяет потребителю воспринимать поясняющие рекламное утверждение сведения и не может рассматриваться как их наличие, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

Вместе с тем информация о критериях сравнения тонометров является существенной для раскрытия смысла утверждения «UA-777. Тонометр № 1 в России», однако форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил такую существенную информацию.

Соответственно, потребители не получают информацию о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве тонометра UA-777 над другими тонометрами, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.

Использование сравнительной характеристики «UA-777. Тонометр № 1 в России» в рекламе без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

В рекламе отсутствуют критерии сравнения, соответственно, невозможно установить обоснованность того, что тонометр UA-777 действительно является «№ 1» на рынке медицинских приборов для измерения кровяного артериального давления.

При данных обстоятельствах указание на превосходство тонометра UA-777 над иными находящимися в обороте тонометрами является некорректным и вводит потребителей в заблуждение относительно такого превосходства.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, в рекламе тонометра UA-777 компании «A&D», распространявшейся в ноябре 2015 года в эфире телеканала «ТВ Центр», усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 2, 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем указанной рекламы является ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» (адрес: ул. Верейская, д. 17, г. Москва, 121357, ОГРН 1067746787294, ИНН 7731547200, КПП 773101001, дата регистрации: 07.07.2006).

Рекламораспространителем является АО «ТВ Центр» (адрес: ул. Б. Татарская, д. 33, к. 1, г. Москва, 115184; ИНН 7717091519; ОГРН 1027739048281; КПП 770501001, дата регистрации: 07.08.2002).

На основании пункта 1 части 2, части 7 статьи 5, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу 3-5-3/00-08-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» (адрес: ул. Верейская, д. 17, г. Москва, 121357, ОГРН 1067746787294, ИНН 7731547200, КПП 773101001, дата регистрации: 07.07.2006);

заинтересованное лицо:

АО «ТВ Центр» (адрес: ул. Б. Татарская, д. 33, к. 1, г. Москва, 115184; ИНН 7717091519; ОГРН 1027739048281; КПП 770501001, дата регистрации: 07.08.2002).

3. Назначить дело № 3-5-3/00-08-16 к рассмотрению на « 11 » марта 2016 года в « 13 » часов « 10 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, каб. 301, 3 этаж (т. 8 (499) 755 23 23 вн. 474).

4. ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» надлежит в срок до 4 марта 2016 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

копии учредительных документов ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС» (устав, свидетельство о постановке на налоговый учёт, свидетельство ЕГРЮЛ и иные) с последующими изменениями;

копии документов, подтверждающих полномочия генерального директора;

письменные пояснения по существу претензии и обстоятельствам распространения рекламы.

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС».

5. АО «ТВ Центр» надлежит в срок до 4 марта 2016 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

письменные пояснения по существу претензии и обстоятельствам распространения рекламы.

Все документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью АО «ТВ Центр».

 

Явка представителей ООО «ЭЙ ЭНД ДИ РУС», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей лица - с подлинной доверенностью на представление интересов организации по делу 3-5-3/00-08-16).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.

Связанные организации

Связанные организации не указаны