Решение №АК/15730/14 Решение по жалобе Шакирова И.Р. от 21 апреля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу 4-14.3-26/00-08-14 об административном правонарушении

«07» апреля 2014 г.                                                                                     г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев жалобу Шакирова И.Р. (XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX), на постановление от 30.12.2013 по делу № АР-179-13 об административном правонарушении, вынесенное Башкортостанским УФАС России в отношении Шакирова И.Р., а также материалы дела № АР-179-13 об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Жалоба рассматривается в отсутствии Шакирова И.Р. и представителя Башкортостанского УФАС России. Жалоба (вх. 4763/14 от 17.01.2014) подана с соблюдением срока, установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.

На основании статьи 14.3 КоАП РФ на Шакирова И.Р. Башкортостанским УФАС России был наложен штраф в размере двух тысяч рублей за нарушение требований пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе») при размещении рекламы алкогольной продукции (пива) «Балтика 7», «Жигули барное», «Жатецкий гусь светлое» и «BUD» на сайте sushi02.ru ресторана «on-line ресторан доставки суши02ру», в котором можно сделать он-лайн заказ еды и напитков.

Шакиров И.Р. (далее - Заявитель) в жалобе просит отменить постановление от 30.12.2013 о наложении штрафа, вынесенное в отношении него Башкортостанским УФАС России по делу № АР-179-13 об административном правонарушении, поскольку считает, что административный орган необоснованно квалифицировал размещенную на сайте sushi02.ru информацию о пиве «Балтика 7», «Жигули барное», «Жатецкий гусь светлое» и «BUD» в качестве рекламы, соответственно, состав вменяемого правонарушения в его действиях отсутствует.

ФАС России находит доводы жалобы Заявителя обоснованными, а жалобу подлежащей удовлетворению.

Из материалов административного дела № АР-179-13 усматривается, что Шакиров И.Р. осуществляет в г. Нефтекамске продажу и доставку еды (пицца, суши и пр.) и напитков и размещает информацию об услугах и продукции on-line ресторана на принадлежащем ему сайте sushi02.ru с указанием телефона для заказа еды и напитков, а также потребительских свойствах товаров, для визуализации которых использует иллюстрации (изображения, демонстрирующие товар).

Башкортостанское УФАС России заключило, что использованные на сайте изображения алкогольных напитков выделяют определенный товар и акцентируют внимание потребителя на алкогольных напитках, что свидетельствует о размещении на сайте on-line ресторана рекламы, объектом которой выступает пиво «Балтика 7», «Жигули барное», «Жатецкий гусь» и «BUD», в нарушение запрета, установленного пунктом 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностынх лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Башкортостанское УФАС России постановлением от 30.12.2013 по делу № АР-179-13 об административном правонарушении признало гражданина Шакирова И.Р. рекламодателем, виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, с установлением административного штрафа в размере 2000 рублей.

Вместе с тем ФАС России находит, что в данном случае имел место дистанционный способ продажи товара, и продавец товара в силу статьи 26 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» обязан до заключения договора предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара и ознакомить потребителя с описанием товара, в частности, посредством каталогов, фотоснимков, средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Сайт on-line ресторана состоит из разделов, объединяющих соответствующий ассортимент товаров. Сведения о товарах (продукции ресторана, напитках) представлены в отдельных блоках, выполненных по форме и содержанию в едином стиле. В частности, в разделе «Напитки» товары представлены в отдельных блоках, в которых содержатся изображения предлагаемых товаров: пива «Балтика 7», «Жигули барное», «Жатецкий гусь светлое», «BUD», воды «Aqua Minerale негазированной», напитка «Coca-Cola»; их наименования, цены, артикулы и объем тары, а также предоставляется сервис, позволяющий заказать необходимое количество товара. Аналогичным образом продукция ресторана (суши, роллы и пр.) представлена в других разделах сайта.

Кроме того, на сайте сообщается о скидках и акциях при заказе товаров в ресторане. Так, одна из акций предлагает потребителям на выбор литр сока или пива при заказе суши или роллов от 700 рублей. Данное предложение сопровождено изображениями сока «Фруктовый сад Яблочный» и пива «Балтика 7».

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама -  это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вместе с тем, согласно пунктам 2, 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, и на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Сайт on-line ресторана с информацией, содержащей одинаковый набор сведений о предлагаемых товарах, ценах и скидках на них, представляет собой каталог товаров, содержащий сведения справочно-информационного характера, направленных на извещение потребителей об ассортименте предлагаемых к продаже товаров и обеспечение права потребителя на правильный их выбор.

При размещении кратких, информационных сведений, такая стоящая перед рекламой задача, как информирование и поддержание интереса к конкретному товару, не выполняется, поскольку однородная информация, размещенная среди таких же, однородных, сведений о различных товарах не позволяет выделить какой-либо отдельный товар и сформировать к нему интерес.

Исходя из положений указанных норм, если информация о реализуемых товарах (с их описанием) размещена продавцом при дистанционном способе продажи товаров в каталоге (на сайте) для информирования потребителей об ассортименте товаров, правилах пользования, их потребительских свойствах, ценах, скидках, акциях и т. п., то такая информация является справочной, носит обязательный характер и не является рекламой, следовательно, и на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

При таких обстоятельствах рассматриваемая информация о пиве «Балтика 7», «Жигули барное», «Жатецкий гусь светлое» и «BUD», размещенная на сайте sushi02.ru ресторана «on-line ресторан доставки суши02ру», в котором можно сделать он-лайн заказ еды и напитков, не может быть признана рекламой пива, соответственно, отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного оспариваемое постановление Башкортостанского УФАС России от 30.12.2013 по делу № АР-179-13 об административном правонарушении не может быть признано законным.

Заместитель руководителя ФАС России, руководствуясь 14.3, 24.5, 29.7, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Отменить постановление от 30.12.2013 Башкортостанского УФАС России о наложении штрафа по делу № АР-179-13 об административном правонарушении в отношении ИП Шакирова И.Р. и прекратить производство по делу №  АР-179-13 об административном правонарушении.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3, частями 1, 3 статьи 30.9 КоАП решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. Жалоба на решение подаётся вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны