Постановление №КА/60783/15 Постановление о наложении штрафа по делу в отношении ПАО «На... от 2 ноября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-14.3-987/00-08-15

об административном правонарушении

 

«30» октября 2015 г.                                                              г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кинёв А.Ю., рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-987/00-08-15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО «Национальный банк «Траст» (юридический адрес: юридический адрес: ул. Спартаковская, д.5, корп.1, г. Москва, 105066, ОГРН  1027800000480; ИНН/КПП 7831001567/775001001, дата регистрации 15.08.2002),

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило заявление гражданина с претензией к рекламе «Супер-вклад 12%» ПАО «Национальный банк «Траст».

Указанная реклама распространялась посредством рекламных конструкций в августе — октябре 2014 в г. Москве.

 

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

В рекламе вклада ПАО «Национальный банк «Траст» «Супер-вклад 12%», распространявшейся посредством рекламных конструкций в августе-октябре 2014 года в г. Москве, крупным хорошо читаемым шрифтом сообщалась процентная ставка по вкладу - «Супер-вклад 12%».

Текст с иными условиями банковского вклада размещался на рекламной конструкции на 10% рекламной площади и был выполнен мелким нечитаемым шрифтом белого цвета на темном фоне.

Форма и условия размещения рекламы не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о процентной ставке по вкладу, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях вклада, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

К условиям, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, относятся сумма вклада, срок вклада, процентная ставка по вкладу, а также иные условия, если их включение в договор банковского вклада может повлиять на сумму денежных средств, которую вкладчик должен получить по договору.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой финансовой услуги банка, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по вкладу, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, соответственно потребители вводятся в заблуждение о действительных условиях вклада при указании лишь одного из таких условий.

Учитывая изложенное, выполненные мелким нечитаемым шрифтом сведения в рекламе вклада «Супер-вклад 12%» ПАО «Национальны банк «Траст» не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Таким образом, в рекламе банковского вклада «Супер-вклад 12%» ПАО «Национальный банк «Траст» усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 Федерального закона «О рекламе».

 

Рекламодателем указанной рекламы является ПАО «Национальный банк «Траст» (юридический адрес: ул. Спартаковская, д.5, корп.1, г. Москва, 105066, ОГРН  1027800000480; ИНН/КПП 7831001567/775001001, дата регистрации 15.08.2002).

 

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

ПАО «Национальный банк «Траст» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина ПАО «Национальный банк «Траст» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в рекламе вклада «Супер-вклад 12%», распространявшейся посредством рекламных конструкций в августе-октябре 2014 года в г. Москве.

Руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Применить к ПАО «Национальный банк «Траст» меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.

      • Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)

 

Банк получателя: Операционный департамент Банка России г. Москва 701

ИНН 7710568760

КПП 771001001

БИК 044501002

р/с 40101810500000001901

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

ОКТМО 45328000

 

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте tyuryaev@fas.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны