Решение №04/107856/18 РЕШЕНИЕ № Т-209/18 по результатам рассмотрения жалобы ООО «А... от 27 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>

 

  

РЕШЕНИЕ № Т-209/18
по результатам рассмотрения жалобы ООО «АВИАВТОРРЕСУР»
на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 25.12.2018                                                             г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 76 в составе: <...> при участии представителей: <...> рассмотрев жалобу ООО «АВИАВТОРРЕСУРС» на действия организатора торгов – ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации при проведении аукциона по продаже лома и отходов драгоценных металлов серебросодержащих аккумуляторных батарей, находящихся в собственности Российской Федерации (извещение № 211118/1159515/01), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «АВИАВТОРРЕСУРС» (далее – Заявитель) на действия организатора торгов – ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Организатор торгов) при проведении аукциона по продаже лома и отходов драгоценных металлов серебросодержащих аккумуляторных батарей, находящихся в собственности Российской Федерации (извещение № 211118/1159515/01) (далее – Аукцион; Жалоба).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при установлении требований к участникам Аукциона были нарушены требования Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного
и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации).

Представители Организатора торгов с доводами Жалобы не согласились, указав, что при организации и проведении Аукциона действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе Закона о приватизации.

Рассмотрев все представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

21.11.2018 Организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт) было размещено информационное сообщение от 21.11.2018 № 002 о проведении Аукциона (далее – Информационное сообщение), согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Аукционе – 22.11.2018, дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 17.12.2018; дата проведения Аукциона – 21.12.2018.

Согласно Информационному сообщению претенденты на участие в Аукционе обязаны предоставить сведения:

- об одобрении крупной сделки в случае, если требование о необходимости наличия такого одобрения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для претендента покупка имущества, являющегося предметом Аукциона, или внесение денежных средств в качестве задатка на участие в Аукционе, является крупной сделкой; 

- о наличии действующей лицензии на осуществление заготовки, переработки и реализации лома черных и/или цветных металлов, полученной в соответствии с приложениями постановления Правительства российской Федерации от 12.12.2013 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов и цветных металлов»;

- о наличии у претендента действующей лицензии на право сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I-IV классов опасности (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» по коду классификации в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов 4 62 500 99 203 (лом и отходы цинка незагрязненные несортированные)
и 9 20 220 01 10 2 (щелочи аккумуляторные отработанные));

- о наличии у претендента действующего Свидетельства Пробирного надзора (Уведомления о постановке на специальный учет) и заверенной карты постановки на специальный учет в Государственной инспекции Пробирного надзора с перечнем видов деятельности в соответствии с действующим законодательством в области ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции
с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

В соответствии с Жалобой установление указанных требований неправомерно и нарушает права и законные интересы Заявителя.

1. В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России в части требования о предоставлении сведений об одобрении крупной сделки представителями Организатора торгов было отмечено, что для заключения договора-купли продажи по итогам Аукциона в установленных законом случаях покупатель должен подтвердить наличие одобрения совершение крупной сделки.

Комиссией ФАС России установлено, что статьей 16 Закона о приватизации установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых претендентом на участие в аукционе одновременно с заявкой.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о приватизации не допускается устанавливать иные требования к документам, представляемым одновременно с заявкой, за исключением требований, предусмотренных настоящей статьей, а также требовать представление иных документов.

Согласно пункту 8 статьи 18 Закона о приватизации претендент не допускается к участию в аукционе, в том числе в случае, если представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 157.1 Гражданского кодекса Российской Федерации если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, о своем согласии или об отказе в нем третье лицо или соответствующий орган сообщает лицу, запросившему согласие, либо иному заинтересованному лицу в разумный срок после получения обращения лица, запросившего согласие.

Пунктом 4 статьи 5 Закона о приватизации установлено, что в случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной.

Таким образом, принимая во внимание, что Организатором торгов в соответствии Информационным сообщением не установлено требование о представлении документов об одобрении крупной сделки, а установлено требование о предоставлении таких сведений, Комиссия ФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя в указанной части.

2. В части установления в Информационном сообщении требования о предоставлении претендентом на участие в Аукционе в составе заявки сведений о наличии у претендента действующего свидетельства Пробирного надзора (Уведомления о постановке на специальный учет) и заверенной карты постановки на специальный учет в Государственной инспекции Пробирного надзора с перечнем видов деятельности в соответствии с действующим законодательством в области ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями представитель Организатора торгов в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России пояснил, что представление указанных сведений вызвано наличием в ломе и отходах, являющихся предметом Аукциона, серебра.

Комиссией ФАС России установлено, что в соответствии с Информационным сообщением предметом Аукциона является лом и отходы драгоценных металлов серебросодержащих аккумуляторных батарей.
В описании предмета Аукциона указано расчетное содержание серебра по паспортным (комиссионным) данным в граммах.

В соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 15 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных указанным федеральным законом, сведения об ограничении участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Закон о драгоценных металлах) драгоценные металлы – это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Согласно статье 1 Закона о драгоценных металлах под операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями понимаются действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога.

Пунктом 2 Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1052 (далее – Правила), установлено, что постановке на специальный учет подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Согласно пункту 4 Правил постановку на специальный учет осуществляет федеральное казенное учреждение «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации».

Таким образом, принимая во внимание, что в перечне имущества, реализуемого на Аукционе, содержится прямое указание на содержание серебра а также с учетом вышеуказанных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим операции с драгоценными металлами, Комиссия ФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

3. В части установления в Информационном сообщении требований к претендентам на участие в Аукционе о представлении сведений:

- о наличии действующей лицензии на осуществление заготовки, переработки  и реализации лома черных и/или цветных металлов, полученной в соответствии с приложениями постановления Правительства российской Федерации от 12.12.2013 № 1287 «О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов и цветных металлов»;

- о наличии у претендента действующей лицензии на право сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I-IV классов опасности (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» по коду классификации в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов 4 62 500 99 203 (лом и отходы цинка незагрязненные несортированные)
и 9 20 220 01 10 2 (щелочи аккумуляторные отработанные)).

В рамках рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России представители Организатора торгов пояснили, что установление данных требований обусловлено спецификой реализуемого на Аукционе имущества, наличием в его составе черных и цветных металлов, отходов цинка и аккумуляторной щелочи.

В соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 15 Закона о приватизации информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных указанным федеральным законом, сведения об ограничении участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества.

Согласно части 2 статьи 5 Закона о приватизации установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу части 8 статьи 18 Закона о приватизации претендент не допускается к участию в аукционе в случае, если представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 30, 34 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, к которым относятся, в том числе отходы по коду классификации в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов
4 62 500 99 203 (лом и отходы цинка незагрязненные несортированные)
и 9 20 220 01 10 2 (щелочи аккумуляторные отработанные)), деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.

Комиссией ФАС России установлено отсутствие в Информационном сообщении указания на содержание в предмете Аукциона черных и цветных металлов, в том числе цинка, а также аккумуляторных отработанных щелочей.

Кроме того, Организатором торгов на рассмотрение Комиссии ФАС России были представлены отчеты об оценке имущества, являющегося предметом Аукциона, в которых отсутствует указание на наличие в ломе
и отходах аккумуляторных щелочей, в отношении наличия черных и цветных металлов указано – «по факту».

Таким образом, Организатором торгов не представлено доказательств,что лом и отходы серебросодержащих аккумуляторных батарей, являющихся предметом Аукциона, содержат черные и цветные металлы, а также что
в результате обращения с указанным ломом и отходами, являющимися предметом Аукциона, образуются отходы
по коду классификации в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов 4 62 500 99 203 (лом и отходы цинка незагрязненные несортированные) и 9 20 220 01 10 2 (щелочи аккумуляторные отработанные)), и только такие отходы, обращение с которыми требует наличия соответствующей лицензий.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о нарушении Организатором торгов при установлении требований о представлении в составе заявки на участие в Аукционе сведений о наличии действующей лицензии на осуществление заготовки, переработки и реализации лома черных и/или цветных металлов; о наличии у претендента действующей лицензии на право сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I-IV классов опасности по коду классификации в соответствии с ФККО 4 62 500 99 203 (лом и отходы цинка незагрязненные несортированные) и 9 20 220 01 10 2 (щелочи аккумуляторные отработанные)) были нарушены требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1.  Признать жалобу ООО «АВИАВТОРРЕСУРС» на действия организатора торгов – ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации при проведении аукциона по продаже лома и отходов драгоценных металлов серебросодержащих аккумуляторных батарей, находящихся в собственности Российской Федерации (извещение № 211118/1159515/01), обоснованной.

2.  Выдать организатору торгов – ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обязательное для исполнения предписание.

  

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны