Решение №04/16468/15 Решение по результатам рассмотрения жалобы от 6 апреля 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № Т-23/15

по результатам рассмотрения жалобы <...>

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

Дата принятия решения: 01.04.2015                                                            г. Москва

 

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 4 в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

–   <...>; <...>: доверенность № 77 АБ 6124074
от 21.03.2015;

–   ООО «Профи-сейлс»: <...> – Решение № 02/2013
от 16.03.2013 Единственного участника Общества с ограниченной ответственностью «Профи-сейлс»;

–   ЗАО «Вэллстон»: <...> – доверенность № б/н от 25.12.2014,

рассмотрев жалобу <...> на действия организатора торгов –
ООО «Профи-сейлс», оператора электронной площадки – ЗАО «Вэллстон»
при проведении открытого аукциона по продаже муниципального недвижимого имущества, находящегося в собственности администрации Хлевенского муниципального района, расположенного по адресу: Московская обл., Мытищинский р-н, д. Пирогово, д/л «Чайка» (извещение № 200115/0107266/01, лот № 1), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель)
на действия организатора торгов – ООО «Профи-сейлс» (далее – Организатор торгов), оператора электронной площадки – ЗАО «Вэллстон» (далее – Оператор) при проведении открытого аукциона по продаже муниципального имущества, находящегося в собственности администрации Хлевенского муниципального района, расположенного по адресу: Московская обл., Мытищинский р-н, д. Пирогово, д/л «Чайка» (извещение № 200115/0107266/01, лот № 1) (далее – Аукцион; Жалоба).

Из Жалобы следует, что действия Оператора, выразившиеся
в необеспечении бесперебойного функционирования электронной торговой площадки ЗАО «Вэллстон» (далее – сайт Оператора), лишили Заявителя возможности подать заявку на участие в Аукционе.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России установлено следующее.

20.01.2015 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, газете «Донские вести»
№ 6 (10963) Организатором торгов было размещено сообщение о проведении Аукциона, согласно которому дата и время начала подачи заявок на участие
в Аукционе – 26.01.2015 в 00:00; дата и время окончания подачи заявок
на участие в Аукционе – 20.02.2015 в 00:00; дата и время проведения Аукциона – 16.03.2015 в 08:00 на электронной площадке «Универсальная электронная торговая площадка ELECTRO-TORGI» в сети «Интернет» на сайте по адресу: http://universal.electro-torgi.ru/; начальная цена продажи имущества в валюте лота – 30 091 743 руб.; шаг Аукциона в валюте лота – 1 504 587,15 руб.

Из Жалобы следует, что 16.03.2015 во время проведения Аукциона Заявитель не смог подать предложение о цене продажи имущества по причине сбоя в работе сайта Оператора.

В подтверждение своих доводов Заявитель представил видеозаписи, свидетельствующие о невозможности подачи предложения о цене продажи имущества.

Согласно Жалобе, а также представленным Заявителем видеозаписям следует, что при подаче предложения о цене продажи имущества появлялось сообщение следующего содержания: «Данные о ценовом предложении должны быть подписаны. Подписание не произошло. Возможно, в Вашем браузере отключен JavaScript».

Согласно пояснениям представителя Оператора, Оператор при проведении Аукциона действовал в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного
и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации), Положением
об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 860 (далее – Положение), Регламентом проведения торгов в электронной форме
на электронной площадке Универсальная электронная торговая площадка ELECTRO-TORGI (редакция № 7 от 01.01.2015) (далее – Регламент). Ошибка,
о которой сообщает программа площадки на стадии подписания каких-либо документов или данных, не говорит о неисправности в работе электронной торговой площадки, а наоборот уведомляет о наличии ошибки на стороне пользователя. Подписание с помощью электронной подписи документов
или данных – это процесс, при котором взаимодействуют множество компонентов и систем и на стороне пользователей, и на стороне удостоверяющего центра, который выдал данному пользователю электронную подпись, и на стороне электронной площадки. Если одно из звеньев в процессе этого взаимодействия работает некорректно или не работает вовсе, результатом будет невозможность подписания электронной подписью документа
или данных. Исходя из содержания сообщения об ошибке, очевидно, что в данном случае речь идет о программном сбое на стороне пользователя.

Подобный сбой может быть связан с множеством причин, основные из которых:

1. Поддержка JavaScript не включена в браузере;

2. Браузер не поддерживает технологию JavaScript;

3. Несоответствие браузера требованиям для работы с электронной подписью; некорректные настройки браузера;

4. Вирус в системе пользователя;

5. Переполненный кэш браузера пользователя;

6. Несвоевременное или некорректное обновление программного обеспечения пользователем.

Для проверки работоспособности именно компонента JavaScript
в браузере Internet Explorer необходимо разрешить параметр «Активные сценарии» браузера Internet Explorer в разделе «Сервис» – «Свойства браузера» – «Безопасность». В случае, если данный параметр «Активные сценарии» разрешен, но выдается ошибка, связанная с JavaScript, причина данной ошибки может быть связана с блокировкой компонента JavaScript антивирусной программой или файерволом (программное обеспечение, осуществляющее контроль сетевой активности компьютера, на котором он установлен).

Из представленной Заявителем видеозаписи Комиссией ФАС России установлено, что указанные в письменных пояснениях Оператора доводы, которые могли послужить причиной невозможности подачи Заявителем предложения о цене продажи имущества, не могут служить доказательством сбоя или неправильной настройки программного обеспечения у Заявителя.

Рекомендации по настройке программного обеспечения размещены
на сайте Оператора в разделах «Руководство пользователя», «Настройка браузера» и «Вопросы и ответы».

Согласно представленной Заявителем видеозаписи на персональных компьютерах Заявителя, с которых осуществлялись попытки подачи предложения о цене продажи имущества, все настройки браузера
Internet Explorer, его версия и настройки технологии JavaScript были выполнены в соответствии с рекомендациями по настройке программного обеспечения, размещенными на сайте Оператора.

Кроме того, Заявителем была пройдена успешная проверка электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) на сайте Оператора во время проведения Аукциона (http://universal.electro-torgi.ru/public/help/checkEds/).

Помимо прочего, сам факт авторизации Заявителя с помощью ЭЦП
на сайте Оператора говорит о том, что ошибка «Данные о ценовом предложении должны быть подписаны. Подписание не произошло. Возможно, в вашем браузере отключен JavaScript», возникающая при попытке подачи предложения о цене продажи имущества, не могла возникнуть по вине Заявителя, так как подписание (авторизация с помощью ЭЦП на сайте Оператора) уже произошло и дальнейшие сбои при подписании последующих действий на сайте Оператора не возможны технически, за исключением блокировки действий участников Аукциона со стороны системных (технических) администраторов сайта Оператора или в связи со сбоем программного обеспечения сайта Оператора.

Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что фактом технического сбоя непосредственно со стороны сайта Оператора является
тот факт, что возникающая при вводе предложения о цене продажи имущества ошибка «Данные о ценовом предложении должны быть подписаны. Подписание не произошло. Возможно, в вашем браузере отключен JavaScript» отображается непосредственно на самой странице сайта Оператора, то есть является составляющей частью страницы.

При некорректной настройке компонентов JavaScript на компьютерах пользователей сайта Оператора данная ошибка выводилась бы системным сообщением операционной системы Microsoft Windows, системным сообщением приложения Java или системным сообщением браузера
Internet Explorer.

Кроме того, на рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представителем Оператора не было представлено «логов» с сервера сайта Оператора (журнала сервера) и сервера приложений, необходимых для работы данного Интернет-ресурса, а также иных документов и сведений, которые бы свидетельствовали об отсутствии системных ошибок (в том числе приложения Java) со стороны сайта Оператора.

Согласно пункту 3 статьи 32.1 Закона о приватизации привлечение юридического лица для организации продажи государственного
или муниципального имущества в электронной форме (далее – организатор) осуществляется продавцом государственного или муниципального имущества.

Для проведения Аукциона продавцом муниципального имущества – администрацией Хлевенского муниципального района Липецкой области Российской Федерации был заключен договор № 8/14 на оказание услуг
на организацию и проведение торгов от 30.12.2014 (далее – Договор № 8/14)
с Организатором торгов.

Согласно пункту 1.1 Договора на оказание услуг ООО «Профи-сейлс»
по поручению администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области Российской Федерации принимает на себя обязательства организовать
и провести продажу имущества в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Порядком организации и проведения торгов (электронных аукционов) по продаже объектов недвижимого имущества (Приложение № 1 к Договору № 8/14).

В соответствии с пунктом 4 статьи 32.1 Закона о приватизации
для проведения продажи государственного или муниципального имущества
в электронной форме (далее – продажа в электронной форме) организатор обязан использовать информационные системы, обеспечивающие, в том числе свободный и бесплатный доступ к информации о проведении продажи
в электронной форме, а также к правилам работы с использованием таких систем; бесперебойное функционирование таких систем и доступ к ним пользователей, в том числе участников продажи в электронной форме, в течение всего срока проведения такой продажи.

Согласно подпункту «ж» пункта 5 Положения организатор торгов
в соответствии со своим внутренним регламентом на основании заключенного с продавцом договора обеспечивает равный доступ участников к процедуре продажи имущества, надежность функционирования используемых программно-аппаратных средств электронной площадки, использование электронных документов при проведении продажи имущества.

Для предоставления услуги по проведению Аукциона между Организатором торгов и Оператором был заключен договор № б/н на оказание услуг по подготовке и проведению открытых аукционов в электронной форме от 15.01.2015 (далее – Договор на оказание услуг).

Согласно пункту 9.4 Регламента Оператор электронной площадки обеспечивает свободный круглосуточный бесперебойный доступ к электронной площадке через сеть «Интернет» в течение всего времени проведения торгов организаторам торгов, лицам, представившим заявки на участие в торгах,
а также участникам торгов в соответствии с правами, предоставленными указанным лицам согласно законодательству Российской Федерации.

Согласно Протоколу об определении участников торгов от 26.02.2015 (далее – Протокол) к участию в Аукционе были допущены 6 участников, в том числе Заявитель.

В соответствии с пунктом 4 Протокола поступившим заявкам на участие
в Аукционе были присвоены следующие номера: 773, 776, 777, 779, 781, 782.

Согласно Протоколу хода и определения победителя торгов в электронной форме по лоту № 1 от 16.03.2015 во время проведения Аукциона были поданы два предложения о цене продажи имущества: 16.03.2015 в 08:33:46.253 участником № 776 в размере 30 091 743,00 руб.; 16.03.2015 в 08:35:00.593 участником № 779 в размере 31 596 330,15 руб.

Таким образом, повышение начальной цены продажи имущества произошло на 1 шаг, предложений о цене продажи имущества от других участников Аукциона не поступало.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что в ФАС России
от участников Аукциона с присвоенными им номерами 777, 781, 782 поступили жалобы аналогичного содержания на действия Организатора торгов, Оператора при проведении Аукциона.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что при проведении Аукциона Оператор в нарушение пункта 9.4 Регламента не обеспечил бесперебойный доступ к сайту Оператора через сеть «Интернет»
в течение всего времени проведения Аукциона.

Согласно пункту 1.1 Договора на оказание услуг предметом данного договора является предоставление ЗАО «Вэллстон» ООО «Профи-сейлс» услуги по проведению открытого Аукциона и необходимого для его использования на электронной торговой площадке Исполнителя
«Унивесальная электронная торговая площадка «ELECTRO-TORGI.RU», размещенной на сайте www.electro-torgi.ru в сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 7.6 Договора на оказание услуг
ЗАО «Вэллстон» обязуется соблюдать все обязанности, возложенные на него законодательством РФ и Регламентом электронной площадки.

Согласно подпункту «а» пункта 7 Положения организатор несет ответственность за обеспечение доступа претендентов и участников
на электронную площадку.

На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Организатора торгов сообщил, что по результатам проведения Аукциона Организатором торгов на основании Протокола хода и определения победителя торгов в электронной форме по лоту № 1 от 16.03.2015 30.03.2015 был передан продавцу муниципального имущества – администрации Хлевенского муниципального района Липецкой области Российской Федерации
для заключения договора купли-продажи муниципального недвижимого имущества, находящегося в собственности администрации Хлевенского муниципального района, расположенного по адресу: Московская обл., Мытищинский р-н, д. Пирогово, д/л «Чайка» с победителем Аукциона.

Вместе с тем согласно пункту 47 Положения не ранее чем
через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов аукциона с победителем заключается договор купли-продажи имущества.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный
с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Уведомление о поступлении Жалобы и о приостановлении торгов
до рассмотрения Жалобы по существу было направлено ФАС России Организатору торгов, Оператору 26.03.2015 (письмо ФАС России от 26.03.2015 № АД/14529/15).

Кроме того, информация о принятии Жалобы ФАС России
к рассмотрению была также размещена на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы www.fas.gov.ru в разделе «База решений» (www.solutions.fas.gov.ru), официальном сайте Российской Федерации
для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что продавцом муниципального имущества – администрацией Хлевенского муниципального района Липецкой области Российской Федерации в случае заключения договора купли-продажи муниципального недвижимого имущества будут нарушены положения части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу <...> на действия организатора торгов –
ООО «Профи-сейлс», оператора электронной площадки – ЗАО «Вэллстон»
при проведении открытого аукциона по продаже муниципального недвижимого имущества, находящегося в собственности администрации Хлевенского муниципального района, расположенного по адресу: Московская обл., Мытищинский р-н, д. Пирогово, д/л «Чайка» (извещение № 200115/0107266/01, лот № 1), обоснованной.

2. Выдать организатору торгов – ООО «Профи-сейлс» обязательное
для исполнения предписание.

 

 

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № Т-23/15

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

 

 

«01» апреля 2015 года                                                                                   г. Москва

 

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 4 в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

на основании решения от 01.04.2015 № Т-23/15, принятого
Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы <...> на действия организатора торгов – ООО «Профи-сейлс», оператора электронной площадки – ЗАО «Вэллстон» при проведении открытого аукциона по продаже муниципального недвижимого имущества, находящегося в собственности администрации Хлевенского муниципального района, расположенного
по адресу: Московская обл., Мытищинский р-н, д. Пирогово, д/л «Чайка» (извещение № 200115/0107266/01, лот № 1) (далее – Аукцион), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. ООО «Профи-сейлс» в срок до 10.04.2015:

–  отменить Протокол хода и определения победителя торгов
в электронной форме по лоту № 1 от 16.03.2015;

–  разместить соответствующую информацию официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru, а также в иных средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», где было опубликовано сообщение о проведении Аукциона.

2. ООО «Профи-сейлс в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пункта 1 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны